Катящиеся камни
Материал из Buddha World.
«Катящиеся камни» - парное упражнение, от осознания которого зависит правильное понимание боевой техники Там Куи в целом. Упражнение имеет несколько степеней сложности но всё самое важное закладывается с самого начала. Важно помнить, что техника Там Куи зародилась в древности, в те времена, когда любой ценой надо было выжить, одержав победу над противником. В технике отсутствует соревновательный дух, и потому мы не рассматриваем её в рамках спортивного спарринга. Эта техника для реального боя.
Суть упражнения «катящиеся камни» заключается в следующем: два ученика стоят лицом друг к другу в позиции «тан». По очереди каждый из них наносит три удара, стараясь поразить противника, в тоже время другой должен отражать атаки. Между атакой и защитой не должно быть ни малейшего промежутка. Сначала всё происходит медленно, но по мере роста мастерства скорость, сила удара и общая энергетика упражнения должны увеличиваться. У опытных специалистов на проведение трёх ударов по времени затрачивается меньше одной секунды. Катящиеся камни не может рассматриваться, как полноценный свободный бой, но для того чтоб почувствовать свой уровень достаточно одной минуты. Это упражнение развивает способность не уклоняться от удара и не разрывать дистанцию, а жёстко встречать как можно раньше развивающийся удар противника. Находиться внутри боя, оставаясь при этом в спокойном состоянии, видеть и чувствовать любые намерения противника – вот что нужно развивать при помощи упражнения «катящиеся камни». Защита, кроме капы и бандажа, не применяется, и поэтому важно помнить, что пропущенный удар может нанести серьёзный урон. Постоянная практика этого упражнения формирует характер человека, его бойцовские качества и силу духа.
Древними мастерами школы была замечена одна интересная особенность, проявляющаяся в упражнении «катящиеся камни». Эта особенность связана с поведением человека в повседневной жизни. Если человек в жизни излишне скромен - он точно так же ведёт себя и, выполняя упражнение и наоборот слишком активные и напористые, забыв о собственной безопасности, безрассудно атакуют. И те и другие могут, как в зеркале увидеть себя, выполняя данное упражнение и корректировать своё поведение в жизни в общении с людьми. Как в жизни, так и в бою описанные выше крайности не дают оптимального результата, но с помощью упражнения «катящиеся камни» ученики могут работать над собой и добиваться гармонии. Молодые ученики рвутся в бой им из за этого трудно понять истинный глубокий смысл упражнения «катящиеся камни» те, кто занимаются Там Куи несколько десятилетий видят в упражнении совсем другие стороны, однако, не забывая и о боевом аспекте.
Развитие и распространение Тхиен-буддизма в те времена практически во всех странах Юго-восточного региона оказало влияние на многие боевые искусства, и на Там Куи в том числе. Медитация Тхиен требует предельной концентрации сознания и умения не задумываться ни над одной проблемой. Отрешенность, умение не рассеивать свое сознание позволит воспринимать всё окружающее в целом. Идея «великой пустоты» пронизывает всю технику Там Куи Кхи-конг. Пустота «Шуньята» — понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости. Это наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. «Реализация» Шуньяты сознанием практика считается оптимальным способом познания «вещей как они есть», а также духовной терапией, освоение которой сопровождается культивированием совершенств терпения, сострадания и одновременно устраненности от иллюзорного мира, которые составляет основные достижения в «пути бодхисаттвы». Таким образом, упражнение «катящиеся камни» является методом, при помощи которого ученик может непосредственно ощутить насколько его сознание чисто и незапятнанно.
В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется так быстро, что любой анализ действий противника и планирование своих собственных, обязательно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно. И самое главное очень важно во время поединка не знать страха, боли и любых других эмоций. Именно для развития выше описанных качеств и существует упражнение «катящиеся камни». Первое чего нужно добиться это правильной техники прямого удара и правильного положения тела в защите. Правильная позиция также очень важна. Пока ваша техника не совершенна - вы не сможете постичь данное упражнение – это аксиома. Вам потребуется время, чтобы руки привыкли к постоянным ударам и травмам. А они неизбежны, так как все парные упражнения выполняются без перчаток и без защиты, удары наносятся сильно и точно. Знание «железной рубашки» и «железной ладони» защитит вас от травм и придаст уверенности. Первая ошибка учеников - это боязнь ударить сильно и точно, причина тому: отсутствие навыка, внимания, а так же страх боли от столкновения с руками противника.
Основной идеей техники Там Куи и её сильной стороной является быстрое подавление атаки противника сильными и точными ударами. При таком мощном натиске вся нагрузка приходится на кулаки и предплечья. Сильные закалённые руки и правильное состояние сознания приводят к тотальному подавлению противника. Неуверенность рождается из чувства боли и желания предугадать развитие сценария боя. Здесь мы подошли к следующему аспекту выполнения упражнения «катящиеся камни».
Любой человек в повседневной жизни хочет знать наперёд и пытается планировать свое будущее, постоянно вспоминает прошлое, свои удачи и неудачи, прошлый опыт. Именно от этого эмоционального «балласта» необходимо избавиться, выполняя упражнение «катящиеся камни». Важно понять, что вы «здесь и сейчас». Реальный бой это не повседневная жизнь, здесь действуют другие законы. Мы не можем планировать бой и не можем задумываться даже на миг о том, что произошло секунду назад. На это нет времени. Любой анализ в бою приведёт к поражению. Там Куи это не спорт, здесь защита не применяется, и пропустить удар голой рукой, которая может разбить кирпич не всегда приятно. Применение защиты лишает смысла боевое искусство. В настоящем бою жёстком и стремительном побеждает воля и закалённое в постоянных тренировках тело. Под «защитой» подразумеваются спортивные перчатки, которые расслабляют тело и дух, порождая иллюзию, что реальный бой – это просто.
Следующей распространённой ошибкой является желание победить в упражнении «катящиеся камни». Любое желание порождает страсть, которая в свою очередь приводит ум в возбуждённое состояние, что рассеивает внимание. Если противник слабее вас, то вам может и повезет, но если сильнее или опытнее, если его ум холоден, то в этом случае ваша страсть к победе до добра не доведет. Упражнение «катящиеся камни» одновременно является проверкой и возможностью тренировать правильное состояние ума во время боя. Ум должен быть растворён во всём теле и не должен находиться ни где в отдельности. Полная отрешенность. Любое желание, возбужденное сознание, попытка предугадать моментально пошатнет вашу неуязвимость. Разбросанность сознания не дает оценить ситуацию в целом. Такое видение как скачки от одной концепции к другой требует огромного количества энергии и сильно тормозит наше восприятие. Именно тренировка спонтанного ума важнее всего.
Ещё одна серьёзная ошибка: подавленность либо замешательство ученика, пропустившего даже незначительный удар. Важно понять, что, находясь в настоящем бою, каждый может пропустить удар и даже не один, и к чему приведёт негативная реакция на каждое событие такого рода? Ум не должен привязываться ни к победе, ни к поражению. Если вы пропустили удар но при этом остаётесь в сознании и не находитесь на полу можно считать что ничего не произошло. Умение держать даже очень сильный удар и после этого продолжать бой вот к чему нужно стремиться. Мы не учимся зарабатывать очки как в спорте.
Следующая ошибка возникает уже у опытных учеников. Оба хорошо и сильно бьют, держат удар и не боятся боли. В этом случае ни один, ни другой не могут достать друг друга - на каждый удар соперник вовремя ставит защиту, возникает ощущение, что тренировать больше нечего. И это уверенность ошибочная. Чтобы ее развеять достаточно увеличить скорость и лёгкость движений, сохраняя при этом жёсткость рук и отсутствие привязанности. Так, повысив скорость, все ошибки опять вскроются. И вот опять есть над чем работать, совершенство не знает предела.
Умение оставаться бесстрастным, с холодным умом - это путь к мастерству. Любая несдержанность - характеристика слабого человека или человека, который не понимает суть Там Куи.
Понимание, правильно или не правильно мы выполняем упражнение «катящиеся камни» приходит не сразу. Плохо, когда мы хотим победить, но и когда отсутствует стремление к победе - тоже плохо. Нельзя стараться, но нельзя и не стараться. Хороших результатов добиваются те, кто кроме техники придаёт большое значение медитации. На высоком уровне, когда техника отточена, тело совершенно, состояние сознания одинаково, как во время медитации, так и во время упражнения «катящиеся камни».
Формула «трёх не знаю» Формула «трёх не знаю» является неотъемлимой частью Там Куи Кхи Конг и своим появлением обязана самому Бодхидхарме. Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума; ?-528/536) был третьим сыном южноиндийского князя Сугандхи, правителя княжества Канчипутра, Двадцать восьмым патриархом буддизма в Индии и Первым патриархом в Китае. Он прибыл в Китай в 520 году, чтобы распространять учение Будды. Знаменитый в истории Китая приверженец буддизма импратор У-ди, основатель династии Лян, известный как китайский Ашока, поинтересовался у индийского проповедника:
"Со времен начала моего правления я построил так много храмов, переписал так много священных книг и оказал помощь стольким монахам, что перечислить невозможно. Как высока моя заслуга?" - "Здесь нет никакой заслуги, - ответил Бодхидхарма. "Почему?" - "Все это мелочи, которые помогут совершившему подобные благодеяния родиться в следующий раз на небесах. Причины, к ним побуждающие, все еще обусловлены своекорыстием, и, подобно тени, отбрасываемой телом, они эфемерны, не имеют конечной реальности". Выслушав это, император У-ди снова спросил: "А что же тогда достойно настоящей заслуги?" - "Чистота и мудрость, обретаемая в окончательном просветлении, когда тело и собственное "я" пусты и покойны. Но такого рода заслуги не удостоишься в бренном мире". - "Каков же основной принцип святости?" - спросил император. "Есть только пустота и никакой святости". - "Кто же в таком случае стоит передо мной?" - "Я не знаю".
В чём же суть формулы «трёх не знаю»?
Если в момент выполнения упражнения «катящиеся камни» вас спросят:
Как вы делаете удар?
Вы должны быстро и без колебаний ответить я не знаю.
Если в момент выполнения упражнения «катящиеся камни» вас спросят:
Как вы защищаетесь?
Вы должны быстро и без колебаний ответить я не знаю.
Если в момент выполнения упражнения «катящиеся камни» вас спросят:
Что вообще сейчас происходит?
Вы должны быстро и без колебаний ответить я не знаю.
Данная формула очень чётко описывает состояние которое должно быть у человека во время боя или во время выполнения упражнения «катящиеся камни».
Если человек во время удара слишком заботится о его силе, точности и эффективности его ум будет порабощён этим процессом с другой стороны если не уделять внимания силе и точности удара во время боя мы проиграем поэтому ответ «я не знаю» является оптимальным.
То же самое с защитой если присутствует страх и мы отдаём предпочтение защите ум будет порабощён но если не уделять внимание защите мы проиграем. В этом случае ответ «я не знаю» так же является оптимальным.
Последний вопрос что вообще сейчас происходит? И ответ на него «я не знаю» указывает на общее состояние не привязывания к процессу в целом на отсутствие даже попытки оценить ситуацию. Не важно силён противник или слаб не важно совершенно ничего если бой начался. Если вы не заметили удар значит он был очень слаб или вы уже на небесах.
Формула «трёх не знаю» является темой для аналитической медитации. Формула является семенем а правильное состояние сознания появляющееся в результате выполнения упражнения «катящиеся камни» является плодом. Что же это за плод? Я не знаю!