Его Святейшество Далай-лама в Манчестере дал учения о мудрости и тренировке ума
Материал из Buddha World.
18 июня 2012 года Его Святейшество Далай-лама посетил своего старого доброго друга Лоренса Фримана, бенедиктинского монаха, который активно пропагандирует христианскую медитацию.
Прежде Его Святейшество и Лоренс Фриман принимали участие в программе «Путь мира», где они медитировали вместе. Их обоих связывает твердое обязательство участвовать в межрелигиозном диалоге и способствовать его продвижению.
Далай-лама затем вернулся на Мачестерскую арену, чтобы продолжить начатые накануне учения. Учения предваряла декламация «Сутры сердца», которую прочитала ученый-санскритолог София Стрил-Ревер.
Его Святейшество начал учения цитатой из заключительной строфы трактата Награджуны «Муламадхьямака-карика», которую он читает ежедневно, после пробуждения от сна:
«Тебе, из великого сострадания
Преподавшему превосходную Дхарму,
Дабы устранить неправильные воззрения,
Я воздаю почтение».
Нагарджуна здесь возносит хвалу великому состраданию Будды, которое тот взращивал на протяжении нескольких кальп. Просветленное существо творит свои деяния, руководствуясь состраданием, усиленного мудростью. Такое сострадание ‒ нечто гораздо большее, нежели просто желание избавить существ от страданий. Оно предполагает оказание им действенной помощи. Эта мысль побудила Его Святейшество Далай-ламу вспомнить ученых, исследующих воздействие медитации о сострадании на работу мозга. Они заметили, что медитация о сострадании активизирует центры мозга, отвечающие за активные действия.
Эта строфа также дает ответ на вопрос, какую именно Дхарму преподал Будда. Он преподал Учение, устраняющее неправильные воззрения; Дхарму, устраняющая искаженное понимание действительности. Вот почему она именуется превосходной Дхармой. Его Святейшество подробно рассказал о содержании трактата Нагарджуны «Восхваление Дхармадату», где автор, исследуя взаимозависимое возникновение, затрагивает аспект мудрости буддийских учений. Далай-лама отметил, что суть этого текста изложена в двух вступительных строфах.