Его Преосвященство Богдо – гэгэн о Слове Будды

Материал из Buddha World.

Что такое Ламрим? Это сжатое изложение всех восьмидесяти четырех тысяч томов Учения. И практикуя Ламрим, вы практикуете тем самым восемьдесят четыре тысячи томов Учения Будды. Все Учения, которые мы практикуем, это Учения Будды. Учения Будды очень обширны, и они объединены в свод текстов под названием Кангьюр, а на Кангьюр, в свою очередь, есть комментарии, которые известны под названием Тэнгьюр. Но Кангьюр и Тэнгьюр – это настолько обширные тексты, что для их изучения требуется огромное количество времени. Что сделали наши добрые Духовные наставники? В силу своей необыкновенной доброты они свели эти Учения в один текст, практикуя который мы, тем самым, практикуем всё полное Учение Будды. Все Учения Кангьюра и Тэнгьюра включены в Ламрим.


С точки зрения практики очень важно понимать, какие Учения являются подлинными, достоверными, чистыми, а какие - нет, важно уметь распознавать два различных вида Учений. Когда мы покупаем какие-нибудь предметы обихода для своего дома, то обычно долго и тщательно выбираем их, прицениваемся, смотрим, какая фирма произвела тот или иной предмет, и только если убеждаемся в качественности вещи, то приобретаем её. Но если мы ошибемся в выборе предмета обихода, то это будет небольшая ошибка, которая не грозит нам ничем особенным. Если же мы ошибемся в выборе учения, если мы выберем не то учение, если вместо полного целостного и чистого Учения выберем какое-нибудь ограниченное неполное или нечистое учение, то тут уже мы рискуем своим счастьем в долгосрочной перспективе, счастьем жизнь за жизнью, и наши счастье во всех последующих жизнях зависит от чистоты учения которое мы практикуем.

С точки зрения практики учения очень важно практиковать то учение, которое подходит именно вам. В настоящее время существует определенная мода или тенденция - практиковать какое-нибудь духовное учение в течение некоторого времени, а затем перекидываться на практику другого учения, услышав, что есть “более глубокое” учение, а затем, когда говорят, что есть “ещё более глубокое” и “ещё более глубокое” учение, бросаться ко все новым и новым учениям. Переходя подобным образом от учения к учению, можно перебрать все учения в поисках чего-то нового и “более глубокого” и ничего не достигнуть.

В первую очередь важно осуществлять именно ту практику, которая подходит вам. Даже такие простые практики, как практика Прибежища, могут оказаться очень мощными, если они вам подходят, и если вы ими занимаетесь, зная при этом, как правильно следует их выполнять. Один из величайших Мастеров школы Кадампа дал нам один очень важный совет о том, как важно не забывать об основополагающих практиках, приведя такую аналогию: увлекаться какими-то высокими вещами, забывая выполнять фундаментальные практики - это всё равно что вести себя подобно человеку, который всегда смотрит в небо и разглядывает облака, забыв о том, что возле самой двери его дома имеется глубокая пропасть, в которую он в любой момент может свалиться. Глядя все время только в небо, когда под ногами у тебя опасность, можно оступиться и свалиться в пропасть. Подобным образом обстоит в духовной практике: рассуждая или занимаясь постоянно высокими вещами и забывая при этом выполнять базисные практики, вы можете после смерти переродиться в низших мирах. Такова поучительная аналогия.

Откуда произошло название Учения - Ламрим? Оно восходит к Атише. Атиша был невероятно добр к народу Тибета, и через него в Тибет пришло большое количество обширных учений по Ламриму и большое количество комментариев к нему. До Атиши Учение Будды уже существовало, и это была традиция ньигма. В Тибете эту традицию установили Гуру Ринпоче и другие Мастера, и в те времена Учение было очень чистым, но постепенно в Тибете очень популярной стала Тантра, и это Учение стало практиковать большое количество людей, многие из которых стали утверждать, что нашли в тайных местах разнообразные священные тексты, спрятанные в этих местах, - тексты-сокровища (терма), и из-за этой тенденции - обнаружения текстов-терма в Тибете распространилось очень много ложных учений, и постепенно Учение пришло в упадок. И тогда тибетские правители Ешевё и Чангчувё решили, что если не пригласить в Тибет Атишу, Учение Будды здесь погибнет, и поэтому они пригласили Атишу.

Атиша появился в Тибете, когда в существовании Учения наступила уже критическая ситуация. Атиша прибыл в Страну Снегов и возродил чистое Учение. Через Атишу в Тибет пришло Учение Ламрим.

Когда Атиша приехал в Тибет, правитель Чангчжувё, который стал одним из первых учеников, сказал ему, что в Тибете есть Учения Будды, но что все они перемешаны, тексты перепутаны, и люди не знают, как следует практиковать Учение, как отличить подлинные тексты от ложных, и в какой последовательности заниматься практикой. “В первую очередь, прошу Тебя, не надо давать нам никаких Посвящений, а дай нам, пожалуйста, то Учение, которое усмирит наш ум”, - попросил он Атишу. И таким образом в Тибете было дано Учение Ламрим.

И по этой причине в самом начале текста Чанчжун Ламдун Атиша пишет: “Этот текст написан благодаря мудрому ученику Чанчжувё, который попросил дать это Учение”. Почему Атиша назвал его мудрым учеником? Вовсе не потому, что тот сделал ему богатое подношение или попросил его о каком-то учении очень высокого Уровня. Он назвал его мудрым учеником, потому что тот попросил его дать то учение, которое усмирит умы большого количества людей, а дело в том, что цель буддизма заключается как раз в укрощении нашего собственного ума.

Один великий Мастер школы Кадампа говорил, что Учение Будды делится на три корзины: Абидарма, Виная и Сутра. Помимо этого все Наставления можно подразделить также на три вида: это, Наставления, предназначенные для личности низших способностей, наставления для личности средних способностей и наставления для личности высших способностей. Таким образом, практикуя это Учение, любой человек, независимо от того, какими бы он способностями ни обладал, обязательно достигнет реализаций и не уйдет на ложный путь. Все эти три корзины и три вида Наставлений присутствуют в Ламриме, поэтому Ламрим является таким драгоценны Учением, подобным золоту.

Ламрим не ограничивается одними Сутрами, в Ламрим входят также и Учения Тантры. Так что Ламрим - это сжатое Учение по всем Сутрам и Тантрам. Для стиля многих текстов характерна описательность: в них дается описание того, что представляют собой эти или те феномены. Но что касается стиля Ламрима, то это очень практический стиль: в нем очень просто и очень практично дается объяснение, как подчинить ум и как достичь реализаций.

Какова наша основная цель, когда мы практикуем Дхарму? Наша основная цель - это укротить свой ум: ум, который не усмирен, нужно усмирить, ум, который не умиротворен, нужно умиротворить. Если мы не занимаемся этой практикой, а делаем много других практик, которые не усмиряют наш ум, то сколько бы мы ни занимались этими практиками, результатов они не принесут, наоборот, наш ум будет становиться всё “суше” и “суше”, а результатом будет гордыня.

Что касается практики Дхармы, то нам следует найти то самое учение, на которое мы можем положиться. Что это за учение, на которое можно положиться и опереться? Это то учение, которое исследовали многие великие ученые и не нашли в нем никаких ошибок и противоречий, а также это то самое учение, которое практиковали многие великие йогины и благодаря практике которого они достигли полной реализации. Именно в таком учении мы нуждаемся. И именно Ламрим является такого рода учением - великим чистым, полным Учением Будды. Многие выдающиеся ученые исследовали его и не обнаружили в нем никаких противоречий и ошибок, а многие выдающиеся йогины прошлого медитировали по системе Ламрима и достигли полной реализации.

Ламрим представляет собой два вида Учений, сведенных воедино: это Учение Обширного Ведения и Учение Глубинного Постижения а ещё можно сказать, что это Учение Глубинной Мудрости и учение Обширного Метода. Учение Обширного Метода произошло от Асанги, которому было передано Буддой Майтрейей и проистекает оно от самого Будды Шакьямуни. Что касается Учения Глубинной Мудрости, то он происходит от Нагарджуны, которому было передано от Манджушри, а Манджушри - от Будды Шакьямуни. Поэтому эти Учения имеют один и тот же источник и отвечают критерию подлинности всех буддийских Учений: они происходят от Будды Шакьямуни. И когда вы думаете об этом, у вас появляется очень сильная вера в Учение Ламрим. Вы думаете также о том, как вам невероятно повезло, что вы получаете это драгоценнейшее Учение и занимаетесь здесь практикой этого Учения.

То, что я даю вам сегодня, это очень сжатый комментарий к Ламриму, всё равно что капля в океане Учения. В расширенном виде сам Ламрим подобен океану - становится таким же необъятным. Поэтому вам необходимо получить все остальные комментарии к Ламриму, куда включены четыре характеристики Ламрима, биографии авторов Ламрима, затем поэтапные Наставления по Ламриму, раскрывающие положение за положением, как практиковать по Ламриму. Все комментарии на все положения Ламрима вам надо получить.

Получить учение по Ламриму - это не то же самое, что тантрическое Посвящение, которое длится два часа, по истечении которых вам ставят на голову сосуд и вы свободны. Ламрим - это очень нелегкое Учение. Его получают в течение очень длительного времени. Получать и практиковать это Учение очень нелегко.

/*
Магазин
Магазин
Фото Там Куи
Фото Там Куи
*/
Наверх