Его Преосвященство Богдо-гэгэн о драгоценной человеческой жизни

Материал из Buddha World.

В настоящее время мы обладаем драгоценной человеческой жизнью, которая весьма редка и теперь, когда мы обрели драгоценную человеческую жизнь, мы должны заниматься практикой, полной практикой. Начинать свою практику мы должны с развития преданности Гуру. Теперь, когда мы обрели драгоценную человеческую жизнь, мы должны осознать, насколько она драгоценна. Лама Цонкапа сравнивает драгоценную человеческую жизнь с сокровищем, которое очень трудно приобрести и очень легко можно потерять.

Не все человеческие существа имеют драгоценную человеческую жизнь. Драгоценная человеческая жизнь характеризуется наличием восьми свобод и десяти благих, условий. Каждый из вас должен теперь посмотреть на свою жизнь и проверить, наличествуют ли в ней эти восемь свобод и десять благих условий. И вот вы видите, что в вашей жизни они присутствуют, следовательно, вы обладаете всеми характеристиками драгоценной человеческой жизни, и вы обязаны воспользоваться этой редчайшей возможностью.

В кратком виде эти восемь свобод и десять благих условий можно изложить следующим образом: вы родились в месте, где есть Дхарма, то есть Учение Будды, и вам достаточно повезло, чтобы встретиться с Духовным Наставником, в особенности с Мастером махаяны, который дает вам Учение, и вы обладаете всеми необходимыми для практики условиями, и это называется драгоценная человеческая жизнь.

Теперь о редкости человеческой жизни. Мы можем подумать: ведь в настоящее время нашу планету населяет примерно 60-70 миллиардов людей, почему же речь идет о редкости человеческой жизни? Редкость человеческой жизни осознается в сравнении: по сравнению с животными людей не так уж много, а животных, в свою очередь, по сравнению с голодными духами, тоже не такое уж большое количество, а последних - совсем не так много по сравнению с обитателями адов. В настоящий момент мы не можем видеть такие низшие миры, как миры адов и мир голодных духов, поэтому мы можем сравнивать мир людей лишь с миром животных. На земле очень много мест, где живут преимущественно животные. Возьмем, например, океан: обитателей океана - огромное количество, и даже на небольшом участке океана различных животных и насекомых больше, чем людей на земле. Если вы будете размышлять подобным образом, то вы сможете понять, насколько драгоценна та человеческая жизнь, которую мы обрели сейчас, и насколько она редка.

На этот раз, когда мы обрели драгоценную человеческую жизнь, и когда мы, встретившись с чистым Учением махаяны, получаем полное Учение, мы должны помнить, что только получать Учение - ещё недостаточно, нужно также практиковать его, если вы не станете практиковать получаемое Учение, то вы впустую тратите свое время и свою драгоценную человеческую жизнь.

С точки зрения Ламрима, на вопрос о том, наделены ли те люди, которые не встретились с драгоценным Учением Дхармы, драгоценной человеческой жизнью, следует ответ: они тоже люди, но они не наделены драгоценной человеческой жизнью. Такова точка зрения Ламрима. Так что между обычной человеческой жизнью и драгоценной человеческой жизнью существует разница.

Итак, не все люди, живущие на Земле, обладают драгоценной человеческой жизнью. В действительности, для того, чтобы обладать ею, недостаточно лишь встретиться с Дхармой. Для этого необходимо обладать всеми восемнадцатью характеристиками. Таким образом, если вы исследуете, сколько людей на самом деле обладает всеми этими восемнадцатью характеристиками, то обнаружите, что людей, обладающих драгоценной человеческой жизнью, на Земле вовсе не так уж много, их достаточно мало. Мы утверждаем это не из фанатизма. Наши рассуждения обоснованы с помощью положений из священных текстов и логических доказательств, и критерием служит Учение самого Будды.

Сущностью драгоценной человеческой жизни является практика Дхармы. Но для того, чтобы практиковать Дхарму, сначала вы должны понять, что такое Дхарма, потому что если вы не понимаете, что есть Дхарма и как её практиковать, - ваша практика не принесет результатов. Что касается практики Дхармы, то вы должны практиковать её в определенной последовательности, шаг за шагом. Если вы будете практиковать её в обратной последовательности, начиная с высокого этапа и спускаясь всё ниже, то эффекта не будет. Нам предстоит практиковать все восемьдесят четыре тысячи томов Учения Будды. Все тома Учения необходимы для нашей практики.

/*
Магазин
Магазин
Бодхисаттва Авалокитешвара
Бодхисаттва Авалокитешвара
*/
Наверх