Достижение Буддовости
Материал из Buddha World.
Наставления даны Лопоном Тензин Намдакомна ретрите в Мае 1991.
Редакция – Ваджранатха.
Англо-русский перевод - Бодхичен.
1. ВОЗЗРЕНИЕ ХИНАЯНЫ
В отличии от Махаяны, Хинаяна не признает Трикаю как Три Тела Будды. Последователи Хинаяны признают лишь существования исторического Будды, который жил в 6-5 вв. до н.э. в Индии. Он известен под именем Будда Шакьямуни, и был Архатом – тем, кто очистил все клешы (страсти и негативные эмоции) и васаны (кармические следы). После своего просветления, его остаточная карма была представлена в виде физического тела. Это нечистое тело временно оставалась с ним, но его ум был полностью очищен от омрачений. Затем, после ухода в Паринирвану после него абсолютно ничего не осталось. Однако он показал путь к освобождению от страданий самсары, и мы можем следовать и практиковать тем же самым способом. Но целью этого, в соответствии с Хинаяной является личное освобождение из самсары после становления Архатом – тем кто уничтожил все клешы и кармические следы омрачающие поток сознания. Это взгляд Хинаяны. Однако практикуя этот путь Хинаяны, мы реализуем только Архатство, но не полное просветление Будды.
2. ВОЗЗРЕНИЕ МАХАЯНЫ
В соответствии с традиционной космологией как Бон, так и Буддизма, существует три принципиальных уровня существования во вселенной.
(1) Это Камадхату, или Мир Желаний, где все чувствующие существа включая богов ведомы своими чувственными желаниями (кама).
(2) Это Рупадхату или Мир Форм, где обитают боги, которые имеют очень тонкие тела (рупа) и органы чувств света, и которые более не ведомы грубыми чувственными желаниями.
(3) И это Арупадхату, или Безформенный Мир, где существа не имеют формного тела и пребывают в измерении космического сознания.
Высший уровень существования, являющийся наивысшим в Рупадхату известен как Акаништха или Огмин по-тибетски, где существуют Боги Акаништхи (огмин лха). По мере нашего продвижения вверх через небесные планы Мира Форм, мы обнаруживаем, что тела богов состоящие из света, существующие на каждом плане становятся всё более тонкими и чистыми. Так, когда мы готовы к обретению Буддовости после человеческого существования на Земле, мы рождаемся в Раю Акаништха, потому как этот план проявленной формы, более всего подходит для обретения просветления Будды. Следует сказать, что мы обретаем очень тонкое и совершенное тело из света, потому что рождаемся в этом раю. Здесь на небесах Акаништхе, мы продолжаем практиковать для того, чтобы очистить наш поток сознания от всех наиболее тонких и неосознанных омрачений. Однажды, очистившись от всех затемнений, мы достигаем Буддовости в Акаништхе, реализуя форму Самбхогакаи. Так достигается Буддовость в соответствии с системой Сутр Махаяны.
Согласно Бон, также необходимо родится в Акаништхе в виде божества, для того, чтобы обрести соответствующее тело для просветления. Здесь индивидуальность достигает Самбхогакаи, а затем спускается в более низкие миры для проявления Нирманакаи на физическом плане. Ум Будды есть Дхармакая, которая обладает двойной чистотой, внутренней чистотой, и чистотой от остаточных загрязнений. Эта Дхармакая невыражаема и невообразима, она безгранична. Но манифестация Энергии Будды (тугджед) есть Самбхогакая в чистой форме света и энергии, которая видима. Это аспект Речи Будды. Когда великиие бодхисаттвы достигают этого уровня, или бхуми, они могут воспринимать это Тело Величия. Но в тоже время, существует множества страдающих существ Камадхату, которые из-за своих омрачений не могут воспринимать Самбхогакаю, и ради них Будда проявляет бесчисленные проекции, или эманации (нирманы) своей формы во все обитаемые миры, и они известны как Нирманакая, или Тела Эманации (трулку). Эти тела могут восприниматься существами, чьи умы омрачены страстями и чувственными желаниями. Самбхогакая как солнце в небе, и его свет распространяется везде. Хоть в нашем небе всего одно Солнце, но наблюдается множество отражений этого солнца в воде и на земле. Эти отражения есть Нирманакая. Но только когда практик достигнет пути видения (Darshana marga – третий из пяти путей), достаточно очистившись от омрачений, только тогда он может видеть Самбхогакаю и непосредственно слышать учения оттуда. Невежественные чувствующие существа могут воспринимать лишь Нирманакаю.
3. ВОЗЗРЕНИЕ ТАНТРЫ
Но в тантре мы обнаруживаем различные методы, согласно которым нет необходимости перерождаться в раю Акаништха для обретения тонкого тела света. Этот метод известен как Майядэха – иллюзорное тело, или по-тибетски Гьюлу. В этом случае, на протяжении нашей жизни на Земле мы практикуем Дзогрим, который является второй стадией тантрической трансформации и мы создаем в нашем сердечном центре очень тонкое Иллюзорное тело путем объединения тонкой праны и ума. Это иллюзорное тело является подходящей базой для манифистации Самбхогакаи и таким образом нет необходимости искать основание в каком либо другом измерении существования. Мы создали Гьюлу на протяжении нашей жизни с помощью практики, а затем во время смерти мы трансформируем наше Намше или сознание в него, тем самым оно становится нашем проводником в Самбхогакаю.
Однако существует два вида Гьюлу – чистое и нечистое. Если на момент нашей смерти мы не достигли совершенной реализации и не очистили все наши тонкие омрачения, как эмоциональные так и интеллектуальные, тогда это тонкое тело реализуется путем объединение праны и ума, известное как нечистое иллюзорное тело. В этом случае мы должны и далее выполнять очистительные практики в этом теле для реализации совершенного просветления. Только тогда мы может достичь состояние, называемое чистым Иллюзорным телом. Обретение этого чистого Гьюлу ошибочного называют Радужным Телом (джалу) или Телом Света (одлу). Однако это не верно, поскольку манифестация формы Самбхогакаи зависит от нашей предыдущей практики и реализации как стадии зарождения (кьерим) так и от стадии завершения или совершенствования (дзогрим). Когда воззрение и практика различаются тогда и плод может также отличаться. Поэтому эти манифестации Иллюзорного Тела и Радужного Тела совсем не одно и тоже.
4. ВОЗЗРЕНИЕ ДЗОГЧЕН
Рай Акаништха (по методу сутры) не представляет настоящей Буддовости, также как и Архат (состояние реализованное по методу Хинаяны) не является состоянием Будды. Когда Архат достигает состояния отсечения всех клеш на корню, ему нет больше необходимости перерождения в человека, но на более возвышенном уровне существования он должен продолжать процесс очищения своего потока сознания, потому что он всё еще загрязнен различными интеллектуальными омрачениями. Обнаруживая себя на более высоком уровне существования после своего последнего человеческого рождения, Архат должен вступить на путь практики Махаяны для полной реализации Буддовости. Также и практикующим Тантру, которые реализовали Гьюлу нет необходимости в новом человеческом рождении. Но это иллюзорное тело является тем, что возникло из причин, также как и перерождение в Акаништхе, поэтому оно не постоянно. Если знание Дхармакаи было осуществлено с помощью причин, в таком случае оно будет тем, что не вечно. Мы не можем перескочить из нашего обусловленного состояния в необусловленное состояние.
Есть два необусловленных аспекта Дхармакаи, непостоянный и постоянный (Например также как есть бесконечное пространство и пространство внутри кувшина; первое постоянно, в то время как второе временно ограничено стенками кувшина. Когда кувшин разбивается, эти пространства становятся одним). Если Буддовость вытекает из причин, то это обусловленное состояние. Оно не вечно, и не постоянно. Со временем оно подойдет к концу, как например любой мистический опыт, полученный от медитации подходит к концу, и затем мы снова пребываем на обычном уровне сознания. Фундаментальный принцип в том, что все обусловленные вещи непостоянны и этой истине учили все Будды. Однако в соответствии с системой Сутр, накопление мудрости является причиной для реализации Дхармакаи, а накопление заслуг причиной для реализации Рупакаи, что с абсолютной точки зрения противоречиво.
После достижения просветления, Будда снова появляется в миру для обучения людей Дхарме по причине своей бодхичитты и обету пранидханы, данным ранее, который является причиной для манифестации в Рупакае, в соответствии с интерпретацией Сутры. Но эта Рупакая является нам по причине наших нужд, а не потому, что у Будды есть какие либо желания или стремления. Он учит нас через свою Речь, которая к слову является Самбхогакаей – манифестацией его энергии, в то время как его Ум это Дхармакая. Но Дхармакая необусловлена; она ни в коем случае не омрачена или ограничена мыслью и желаниями. Это подобно чистому ясному небу, в то время как Самхогакая подобна Солнцу в небе. Оно распространяет свой свет всюду равномерно и безраздельно, и его лучи подобны Нирманакае. Но если мы сидим в пещере на северной стороне горы мы должны выйти из неё для того чтобы увидить солнце, не смотря на то, что его свет распространяется везде. То же самое и с Самбхогакаей. По своей сути Дхармакая пуста и бесформенна как небо, она необусловленна и постоянна. Но с другой стороны, со стороны мудрости, она непостоянная так как мудрость появляется из причин. Если принять эту точку зрения, то как тогда настоящая Дхармакая может возникать из накопления мудрости как причины?
Но дела обстоят совершенно иначе в соответствии с воззрением Дзогчен. В учении Дзогчен Упадеша мы практикуем методы Трекчо и Тогел. Трекчо означает то, что мы входим и продолжаем в состоянии созерцания (ригпа) – Естественном Состоянии. Тогел означает, что пока мы находимся в состоянии созерцания, потенциальность Естественного Сотсояния (ригпа цал, ригцал) имеет возможность спонтанно проявляться как видение. Посредником для манифестации этой потенциальности является солнечный свет в полной темноте или открытое пространство неба. Окончательным результатом практики Тогел является достижение радужного тела, или Джалу. Это означает, что мы уже достигли Самбхогакаи потому, что она содержиться в потенциальности Естественного Состояния. Но это не то, что было вызвано благодоря предшествующим причинам, а то, что изначально присутствовало, так как представляет неотъемлемую потенциальность или энергию Естественного Состояния (ригпа цал) само по себе. Этот метод характерен только для Дзогчен, и его нет в других колесницах. Здесь Самбхогакая не вызвана причинами отличными от неё самой, например такими как обетами или практикой Дзогрим. Она есть спонтанное самосовершенное проявление (лхундруб). Но в контексте нашего опыта она является видимой, и как все видимые вещи она непрерывно меняется и непостоянна, потому Рупакая всегда непостоянная. Поэтому это не просто неизменное «сидение на троне в небе» на протяжении вечности, столетие за столетием.
На самом деле Тогел не содержит в себе метода по растворению нечистого физического тела, но во время смерти или даже до нее, позволяет проявить Радужное Тело света. Но это не процесс трансформации нечистого физического тела в чистую Самбхогакаю. Метод соответствующий Дзогчен не является путем трансформации как это характерно для Тантры, но является путем самоосвобождения. Таким образом метод Тантры и Тогел достаточно различны. Для выполнения трансформации в видении и энергии, Тантра использует визуализации в контексте практик Кьерим и Дзогрим, когда мы визуализируем себя в мирных или гневных формах Самбхогакаи. Но в Дзогчен нечего визуализировать и нечего трансформировать. Видения, которые возникают во время практики Тогел не намеренные визуализации, осуществляемые путем работы ума. Дзогчен, это состояние за пределами ума, поэтому видения возникающие в практике Тогел не создаются умом или неосознанной кармой, но они является манифестацией того, что уже изначально присутствует в Естественном Состоянии. Эти видения не то, что создаётся благодаря причинам – они Лхундруб, или спонтанно самосовершенны. Поскольку Самбхогакая уже полностью присутствует в Естественном Состоянии, она просто проявляется. И Дзогчен сам по себе раскрывает нашу истинную природу, он уже открыл это присутствие Буддовости нашей истинной природы, поэтому Самбхогакая проявляется совершенно без усилий. В момент кульминации развития Тогел, на стадии видений, называемых «исчерпанием всего в Реальность» (бон ньид цадпа) все видения, которые переживает практик, чистые или нечистые, растворяются в Естественном Состоянии. Это также включает и наше физическое тело, которое является результатом прошлых кармических причин и представлено как нечистое кармическое видение. Для практика растворяется абсолютно всё. Это приводит к стадии спонтанного проявления Самбхогакаи, которая потенциально присутствовала в нашем естественном состоянии с самого начала. В этот момент, нет необходимости в причинах для её манифестации. Однако вторичной причиной для её проявления является очищение омрачений на протяжении духовного пути. Это подобно тому как ветер разгоняет облака с неба, так что солнце становится видимым, или как открывается дверь в храм и образ Будды становится ясно виден.
Если мы рассмотрим понятие Буддовости с логической точки зрения, то мы прийдём к выводу, что Нирманакая и Самбхогакая непостоянны, в то время как Дхармакая постоянна. Но когда мы далее рассмотрим Дхармакаю, мы обнаружим, что она присутствует в двух аспектах. В аспекте пустоты, она постоянна и неизменна, в то время как в аспекте мудрости она непостоянна. Кунжи – основа всего, постоянна потому, что является пустотой, но Ригпа непостоянна, потому что оно проявляется не всегда. Однако Кунжи и Ригпа нераздельны (йермед) в Естественном состоянии. В аспекте пустоты (stong-cha) оно неизменно, но в аспекте ясности (gsal-cha), или осознанности (rig-cha) оно непостоянно. Таким образом проявленный аспект непостоянен, он меняется всё время, в то время как аспект пустоты постоянен и неизменен. Мы можем к этому прийти логически, когда говорим о Естественном Состоянии, но Естественное Состояние всеобъемлюще и совершенно в единстве аспектов пустоты и ясности, которые нераздельны и недвойственны. Эта нераздельность, или Йермед, являет самую суть Дзогчен.
Для того чтобы реализовать Радужное Тело, необходимо практиковать Тогел, а не какой либо другой метод. Видения, которые возникают не создаются намеренно, но проявляются спонтанно (лхундруб) в присутствии вторичных причин, подобных тому, как солнечный свет полностью рассеивает темноту в чистом ясном небе. Для этого нет необходимости в практиках Кьерим или Дзогрим, как подготовительных. Всё что необходимо, так это способность непрерывного пребывания в Естественном Состоянии, что является практикой Трекчо. Тогда видения Тогел буду возникать автоматически, при дневном свете, в полной ли темноте, или в ясном небе. Постепенно возникают чистые видения всех божеств, которые формируются на протяжении четырех стадий (snang ba bzhi) до полного завершения. Затем все они растворяются в Естественном Состоянии. Наша персональная реальность чистых и нечистых видений (snang ba) растворяется в Истинной Реальности (bon nyid), которая и есть Естественное Состояние. В тоже время, по мере того как растворяются наши видения, растворяется и наше физическое тело, потому как оно всего лишь проявление нашего нечистого кармического видения. Наше обычное каждодневное нечистое видение имеет тот же самый источник, что и чистые видения Тогел, и поэтому они оба равностно растворяются в своём источнике – Естественном Состоянии. Существует единственная изначальная основа – Естественное Состояние, но также существует и два Пути – нечистое кармическое видение и чистое видение, а также два Плода – Самсара и Нирвана. Возвращаясь к окончательному источнику, потенциальность Естественного Состояния проявляется как Радуждное Тело в Рупакае.
Это Радужное Тело может появиться в материальном восприятии живых существ для того, чтобы обучать их. Хотя само Радужное Тело не материально, оно проявляется таковым, и может воздействовать на все чувства живых существ одновременно. Самбхогакая может восприниматься только Арьями – бодхисаттвами, которые поднялись до третьей и четвертой стадии пятого пути (Это путь Видения Медитации построения и завершения). Они могут слышать учения Самбхогакаи, в то время как обычные существа не могут ни видеть ни слышать её манифестации. Так они могут воспринимать только Нирманакаю. Для человеческих существ Нирманакая проявляется в виде человека. В других мирах и для других типов существ проявления могут отличаться. Но Радужное Тело - потенциальность Естественного Состояния, не ограничена никакой определенной формой. Оно может проявляться в мириадах различных формах. Естественное состояние было с нами с самого начала, и нам не нужно ничего кроме того, чтобы вновь обнаружить его и продолжать пребывать в нём, позволив его потенциальности проявиться. Это и есть Буддовость.
Перевод текста взят с сайта Бон