Далай-лама: я действительно думаю об отставке

Материал из Buddha World.

«Дух тибетцев, живущих в Тибете, и тибетцев, живущих в изгнании, очень силён. Кроме того, тибетцы в изгнании строят здоровую демократическую систему управления, как в мирской, так и в духовной сфере. Так что мы очень хорошо готовы [к встрече с трудностями в борьбе за права Тибета]», - сказал Далай-лама в программе Карана Тхапара «Адвокат дьявола» на телеканале CNN-IBN в воскресенье, 21 ноября.

На вопрос о том, насколько серьезно его намерение уйти в отставку, Его Святейшество ответил: «Очень серьезно. С 2001 года тибетское сообщество в изгнании избирает свое политическое руководство. Так что чисто теоретически институт далай-ламы, просуществовавший более 400 лет и исполнявший роль политического и духовного руководства, больше не нужен. Все важные вопросы принимают выбранные политические лидеры. В интересах соблюдения демократии я посчитал нужным не участвовать в этих процессах. Я могу найти применение своим силам в других областях, в пропаганде человеческих ценностей и религиозной гармонии, например. Так что я действительно думаю об отставке».

Что же касается конкретной даты, когда Далай-лама уйдет в отставку, то он сказал: «Конкретная дата еще не назначена. Во-первых, я должен все обсудить с тибетским парламентом в изгнании. Я хочу проинформировать их о своем намерении [уйти в отставку], хотя вкратце я уже сообщал им об этом».

На вопрос о будущем института далай-лам, Его Святейшество ответил: «Если моя смерть произойдет в ближайшие несколько лет, то, скорее всего люди, включая монгольские народы и буддистов, живущих в Гималайском регионе, захотят сохранить этот институт. И тогда придет Далай-лама XV».

Ключевой вопрос – как и кто будет выбирать преемника. На замечание Карана Кхапара о том, что в настоящее время китайцы и китайское правительство не питают особых симпатий к институту далай-лам, Его Святейшество ответил: «Я полагаю, что китайцы очень озабочены следующей реинкарнацией Далай-ламы. Пожалуй, они озабочены этим вопросом даже больше, чем я сам».

Считаете ли вы, что следующий Далай-лама должен быть выбран традиционным способом, или же вы собираетесь внести какие-то изменения в этот процесс, установить новые правила?

На этот вопрос Его Святейшество ответил: «Еще много лет назад я совершенно ясно высказался, что если большинство тибетцев захотят сохранить этот институт, то следующим вопросом будет вопрос, как выбирать преемника – традиционным способом или как-то по-новому. Я это открыто сказал вот уже 20 или 30 лет назад».

Учитывая сложившуюся критическую обстановку, готовы ли вы назначить следующего Далай-ламу уже сейчас, при вашей жизни? – спросил Каран Кхапар.

«Я полагаю, что в настоящее время нет никакой спешки с выбором следующего Далай-ламы. Я вполне здоров, так что с этим можно подождать еще лет 15 или 20. Что же касается руководства светского, то пока мы находимся в изгнании, выборы нового политического руководства проходят каждые пять лет. В духовной сфере у нас есть очень здоровое молодое поколение, которое продолжает все традиции тибетского буддизма. Так что мне не о чем беспокоиться. Если тибетский народ действительно хочет сохранения института далай-лам, то когда придет время моей старости, возможно, будет заместитель [исполняющий обязанности] Далай-ламы, который продолжит мою работу и будет способствовать установлению религиозной гармонии и уважения к человеческим ценностям», - добавил Его Святейшество.

Если следующего Далай-ламу будут искать традиционным способом, будут ли поиски вестись только на территории Тибета, или же тибетская диаспора, живущая в изгнании, тоже примет в них участие?

«Уже много лет назад я очень ясно сказал, что если моя смерть наступит, пока мы живем за пределами Тибета, то тогда в следующей реинкарнации я должен буду продолжить работу, начатую в предыдущей жизни. Моей реинкарнацией должен быть человек, способный продолжить мою борьбу. Таким образом, по логике вещей новая реинкарнация должна появиться за пределами Тибета. Китайское правительство, конечно же, может выбрать Далай-ламу, как оно выбрало нынешнего Панчен-ламу, так что теперь есть «официальный» Панчен-лама [одобренный Китаем] и другой Панчен-лама [выбранный Далай-ламой]. Правда, я думаю, что более 80-90 процентов тибетцев не верят официальному Панчен-ламе, да и многие китайцы тоже называют его лже-Панчен-ламой».

Надеетесь ли вы увидеть Тибет в своей нынешней жизни?

«Да, - ответил Далай-лама. – Проблема Тибета была бы гораздо сложнее, если бы она была результатом гражданской войны. Однако это не так. В действительности проблема заключается в китайском руководстве, не в китайском народе. Внутри самого китайского руководства нет единства мнений. Если бы сторонники жесткой линии пересмотрели свою позицию, тибетский вопрос можно было бы решить за несколько дней». На уточняющий вопрос, абсолютно ли он в этом уверен, Далай-лама ответил: «Да».

На вопрос о том, как можно остановить политику китайского руководства, направленную на уничтожение тибетского языка и культуры, Его Святейшество сказал: «Мы стремимся добиться подлинной автономии в рамках Китайской народной республики».

Но китайцы прочно обосновались в Тибете и уничтожают вашу культуру, религию, язык, пытаются разрушить связь между Далай-ламой и монастырями, - настаивал Каран Тхапар.

На это Его Святейшество сказал: «Эта политика нереалистична, она не увенчается успехом».

Так значит, Китай потерпит поражение, а тибетская культура, религия и язык выживут?

«Конечно», - ответил Далай-лама.


Буддизм в Калмыкии

/*
Магазин
Магазин
Tam Qui foto
Tam Qui foto
*/
Наверх