Далай-лама: нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин

Материал из Buddha World.

В Дхарамсале, Индия, завершились учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов Тайланда. Духовный лидер давал комментарии к двум текстам, которые он нередко выбирает для кратких учений: трудам Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы» и Камалашилы «Срединные ступени медитации».

По признанию духовного лидера, выбору текстов для объяснений предшествовали долгие размышления. Первоначально он планировал дать комментарии к трактату, который был бы общим для последователей и Махаяны, и Тхеравады и был бы доступен как на тибетском языке, так и на пали. В качестве возможных вариантов Далай-лама рассматривал «Сутру о Четырех Благородных Истинах» и «Дхаммападу», однако впоследствии все же остановил свой выбор на «Срединных ступенях медитации» Камалашилы.

«В прошлом у нас не было тесных контактов с последователями палийского канона, ― объяснил Его Святейшество Далай-лама в обращенной к тайским буддистам вступительной речи, ― и когда вы попросили меня прочитать вам лекции по буддийской Дхарме, то, поразмыслив, я выбрал текст основного ученика Шантаракшиты, Камалашилы».

По мнению Далай-ламы, текст Камалашилы о созерцании, написанный им в Тибете и предназначенный преимущественно для тибетской аудитории, позволит тайским буддистам «открыть что-то новое для себя» и «вернуться из Дхарамсалы с новыми идеями».

Его Святейшество Далай-лама вспомнил, как в середине 1960-х совершал паломничество в Тайланд и «был воодушевлен» увиденным.

«Тайланд ― это буддийская страна со множеством храмов, статуй и множеством монахов. Естественно, среди многих тысяч монахов найдутся и те, что ведут себя неподобающе, но в целом Тайланд ― настоящая буддийская страна, где практика Винаи, нравственной дисциплины, находится на очень высоком уровне», ― рассказал духовный лидер, подчеркнув, что «был под большим впечатлением от нравственной дисциплины тайских монахов».

Далай-лама отметил, что свод монашеской дисциплины (Винаи), а также основополагающие учения о Четырех Благородных Истинах и 37 факторах Пробуждения, являются общими как для последователей распространенной в Тибете Махаяны, так и для традиционной для Тайланда Тхеравады.

Подчеркивая важность Винаи для буддистов Махаяны, Далай-лама коснулся истории распространения буддизма в Тибете. «Настоятель Шантаракшита, прибывший в Тибет в 8 столетии по приглашению тибетского царя Трисонга Децена, был монахом и неукоснительно соблюдал Винаю. Таким образом, монашеская дисциплина была неотъемлемой частью того буддизма, который он принес в Тибет», ― подчеркнул Далай-лама, добавив, что различия между палийским и санскритским сводом монашеской дисциплины невелики: в Махаяне монахи держат 253 обета, в Тхераваде ― около 220.

По мнению духовного лидера, монахи всех направлений буддизма «должны изучать Дхарму, быть смиренными, вести простую жизнь и посвящать себя медитации». Он вновь жестко отозвался о тех людях, которые позволяют себе носить монашеские одеяния, не являясь монахами. «Это причина упадка буддийской Дхармы», ― считает Далай-лама.

«В Тибете мы делили практиков Дхармы на две категории: к первой относили монахов, которые хранили в чистоте монашеские обеты, а ко второй ― тантрических практиков, которые носили белые одеяния и длинные волосы».

Приводя примеры, Далай-лама упомянул о «карпо намсум» ― трех наставниках в белых одеяниях традиции Сакья. «Из пяти патриархов линии Сакья двое были монахами, хранившими обеты безбрачия, а трое ― мирянами. В линии Кагью есть монахи, например Гампопа (Дагпо Лхардже), а есть миряне, такие как Джецун Миларепа», ― пояснил духовный лидер, добавив, что «нам нужно четко понимать, кто перед нами ― монах или мирянин».

«Если вы монах, то носите соответствующие монашеские одежды. Но если вы их надели, то обязаны соблюдать обет безбрачия», ― заявил Далай-лама, подчеркнув, что «путаница в одеждах» недопустима и чревата большими трудностями.

О проблеме ношения монашеских одеяний людьми, не являющимися буддийскими монахами, упоминал в этом году и 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже на учениях, приуроченных к Большому молитвенному собранию линии Кагью в Бодхгае. «Если человек совершает подношения монаху, то накапливает огромные духовные заслуги, ибо делает подношения одной из Трех Драгоценностей буддизма ― Драгоценности Сангхи. Но если перед ним всего-навсего переодетый мирянин, то он в лучшем случае практикует щедрость», ― отметил Кармапа, добавив, что духовные лица еще и по этой причине не должны вводить в заблуждение мирян.

Духовные лидеры буддизма не впервые привлекают внимание широкой публики к проблемам буддийского монашества. В эксклюзивном интервью РИА Новости, состоявшемся по окончании учений для буддистов России 2010 года, Далай-лама подчеркивал, что люди, вступающие на путь монашества «должны знать буддийское учение; знать, что значит быть хорошим монахом; в чем истинная цель монаха; чем полезно монашество…. Только в этом случае у них появляется искреннее желание следовать монашескому пути».

«А иначе, случается так, что люди поступают в монастыри, лишь для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. У них нет истинного намерения достичь высокой духовной цели», ― заявил Далай-лама, возложив дополнительную ответственность за чистоту монашества и на администрацию соответствующих монастырей. «Монастырская администрация должна состоять из высоко квалифицированных монахов, настоятель должен быть монахом, и тогда он будет поддерживать строгую дисциплину в монастыре».

Юлия Жиронкина

dalailama.ru

/*
Магазин
Магазин
Далай-лама: «Буддизм это учебная дисциплина»
Далай-лама: «Буддизм это учебная дисциплина»
*/
Наверх