Гуань Инь-цзы
Материал из Buddha World.
ГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ "Мудрец Инь с заставы"
Даос, трактат, др. назв. - "Ушан мяо дао вэнь ши чжэнь цзин" ("Истинный канон начала письмен высочайшего и чудесного дао").
Приписывается Инь Си - полулегендарному древнему мудрецу, современнику Лао-цзы (6 в. до н.э. ?). Однако следы буд. влияния, терминология и особенности языка "Г. И. -ц." свидетельствуют о его средневек. происхождении, предположительно ок. 8 в., когда он был якобы обнаружен даосом Тянь Тунсю в стене дома, будто бы принадлежавшего Инь Си. Возможно, "Г. И. -ц." написан позднее - в 10 или Ив. Трактат состоит из девяти глав в одном цзюане ("свитке"). В центре его - понятие дао, к-рое характеризуется как трансцендентальное условие речи и мышления, недоступное, однако, ни вербализации, ни интеллекту, условие существования всего сущего, его порождающий принцип и детерминирующее начало, уподобляемое горшечнику, делающему кувшины; вместе с тем дао имманентно миру. В отличие от древних даос, памятников (особенно "Чжуан-цзы") "Г. И. -ц." определяет дао как "единую вещь" (и у) , относительно к-рой не существуют никакие отд. единичности или индивиды (в "я" нет "я", в дао нет "я" ).
Цикличность дао выражена в "Г. И. -ц." образом замкнутого водоема. Дао уподобляется также морю, вмещающему в себя все воды и тем не менее не переполняющемуся. На учении "Г. И. -ц." сказалась философия буддизма виджнянавады (см. Вэйши школа), утверждающая, что все сущее является порождением некоего трансцендентального сознания. В трактате утверждается, что дао своей "мыслью" (сы (2)) творит мир так же, как спящий порождает образы сновидений. На содержание "Г. И. -ц." повлияла и отрицательная диалектика буд. школы мадхьямика (см. Саньлунь школа), использующаяся для доказательства несуществования какой-либо самосущей единичности, утверждения всеобщей обусловленности, взаимосвязи, относительности всех явлений и реальности только целого.
Хотя "Г.И.-ц." представляет собой чрезвычайно оригинальный и сложный филос. текст, позднее его появление (когда даос. традиция уже полностью сложилась), сильное буд. влияние и значит, своеобразие привели к тому, что он остался на периферии даос, учения, не оказав серьезного влияния на его развитие. Нек-рые образы "Г.И.-ц." (в части., рыба, бесконечно плавающая по круглому бассейну, как метафора цикличности дао) использовались в кит. классич. поэзии, напр, в стихах Хуан Тин-цзяня (11 в.).
- Г.И.-ц. // СЕБЯ. Т. 151. Шанхай, 1936; **Торчинов Е.А. Даосизм. М., 1993. С. 223- 41; Wieger L. A History of the Religious Beliefs aud Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien. 1927. P. 570 - 73.
E.A. Торчинов