Гроты Лунмэнь
Материал из Buddha World.
В конце V в. императорское правительство династии Северная Вэй перенесло столицу в г. Лоян. В то время буддизм был уже заимствован из Индии и получил распространение среди имперской знати. Под влиянием буддизма создание пещер в горах вошло в моду. В 493 году, при императоре Сяовэне династии Северная Вэй, начались работы по созданию пещер, предназначенных для проведения буддийских ритуалов в горах Лунмэнь к югу от Лояна. Последние же появились лишь спустя 400 лет. В течение этого времени при династиях Тан, Сун и последовательных 4 династиях проводились крупномасштабные строительные работы. Таким образом, история Лунмэньских пещер насчитывает 1400 с лишним лет.
На скалах и склонах, расположенных по берегам реки Ихэ к югу от Лояна гор Лунмэншань (западные горы) и Сяншань (восточные горы), сохраняются до сегодняшнего дня 1352 пещеры, 785 ниш, 97000 статуй Будд, Бодхисаттв и Архатов, и более 3680 надписанных каменных скрижалей. Общая протяженность скал с искусственными пещерами составляет 1 км.
Гроты являются музеем барельефного и скульптурного искусства под открытым небом. В 2000 году было принято решение о внесении Лунмэньских пещер в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Выражения лиц, особенности одеяний скульптур, и художественные приемы мастеров свидетельствуют о постепенном ослаблении воздействия заимствованных буддийских канонов на пещерное искусство Китая. Творениям китайских мастеров свойствен яркий национальный колорит, а сами статуи представляют собой вершину искусства создания каменных скульптур в рукотворных пещерах.
В пещере Бин Ян Чжун Дун стоят 11 гигантских Будд, которые по праву можно назвать образцовыми произведениями этого вида искусства. Свободный и естественный вид, раскованность поз скульптур весьма характерны для периода Северной Вэй. Эти произведения создавались под заметным воздействием стиля каменных пещер Юньган (в провинции Шанси) и, в свою очередь, послужили фундаментом для формирования реалистического стиля династии Тан с его сочными, исполненными жизни фигурами.
После династии Тан, отвечая требованиям господствовавшего в те времена эстетического канона, пещерные статуи стали полными и крепкими, но, вместе с тем, не лишенными изящества и пышности. Наиболее яркий образец присущего тому времени стиля – скульптурный комплекс на территории храма Фэнтянь («Храм почитания памяти предков»), созданный по приказу У Цзэтянь — единственной императрицы за всю историю Китая. Комплекс состоит из центральной статуи – «Будды Лушэна» высотой 17.14 м, статуй учеников Лушэна —- Пуса (звание Будды), Тяньвана (Бога неба), парных статуй богатырей и жертвователей на храм. Лицо «Будды Лушэна» серьезное и красивое, что в целом свойственно изображениям идеальных императоров феодального периода в Китае. Статуя считается совершенным художественным произведением, вершиной буддийского искусства Китая.
84.3-сантиметровая статуя верхней части Будды, после "путешествия" вокруг миру в течение 60 лет, вернулась, наконец, в гроты Лунмэнь. И последним местом его пребывания была Оттава в Канаде. Историк и исследователь гротов Лунмэнь Ван Чжэньго никогда не забудет того момента, когда Пьер Теберг, директор Национальной галереи Канады и София Леон, член Парламента, передали красный ящик со скульптурой внутри. Они тщательно проверили статую, каждую черточку лица с высокими скулами, большим ртом и огромными ушами. Также сохранился фрагмент лотоса, который изначально Будда держал в своей руке. Когда они окончательно удостоверились, что это скульптура из гротов Лунмэнь, они облегченно вздохнули. Эта скульптура была создана 1387 лет назад в период Кайюань (713-741) династии Тан. Это - бюст Махакашьяпа, одного из двух постоянных спутников Будды Шакьямуни, основателя буддизма. В течение многих веков статуя находилась во среди других 29 Будд, выгравированных на южной, восточной и северной стенах храма Каньцзин. Это крупнейший храм в Восточных горах гротов Лунмэнь. И наконец-то, скульптура заняла свое место.
В течение веков гроты подвергались разрушениям как и со стороны природы, так и человека. Но наибольшие потери гроты претерпели в 30-е годы 20-го века, когда иностранцы просто разграбили их. Бюст Махакашьяпа был отделен от южной стены храма и вывезен за границу в период между 1936 и 1940 годами. По фотографиям, сделанным японцами в 1936 году, очевидно, что 29 Будд оставались практически нетронутыми. А на всех фотодокументах после 40-го года одного Будды не хватает. Согласно заявлению Марии Лугли из национальной галереи Канады, лишь в 1970 году было установлено, что данная скульптура была отделена от стены. Именно тогда она попала в коллекцию китайского искусства с аукциона Сотсби в Лондоне. Затем она попала в частную коллекцию. После была приобретена доктором Германом Леви, который и пожертвовал ее в Национальную галерею Канады в 1978 году. И лишь спустя несколько недель после того, как директор галереи увидел фотографии Лунмэня, он понял, что скульптура, возможно, была именно из этих мест. И тогда галерея решила вернуть скульптуру Китая. Это первый случай, когда иностранный музей возвращает произведения искусства, принадлежащие КНР.