Глава XX

Материал из Buddha World.

Глава двадцатая.

ТРИ ЧАСТИ ТЕЛА

Император Хуан Ди:

"Слышал я, что искусство иглоукалывания весьма сложно? Был бы счастлив узнать основы этой доктрины".

Ци Бо:

"Числа, соответствующие космосу, начинаются единицей и заканчиваются девяткой. Единица отвечает небесам, двойка -земле, а тройка - человеку. Три раза по три дает девятку.

В космосе расположены девять областей. В теле человека три (основные) части также подразделяются на три части каждая, что дает в сумме девять частей. Можно предвидеть жизнь или смерть больного на уровне каждой из этих частей и по-разному лечить его в каждой из них.

Три (основные) части человека соответствуют верхней, средней и нижней частям его тела.

Верхняя часть тела соответствует небесам, средняя - земле, 1 нижняя - человеку.

Каждая из этих трех (основных) частей в свою очередь подразделяется на три:

1) Верхняя часть тела, соответствующая голове и небесам, подразделяется на:

- верхнюю, соответствующую височным артериям (небеса),

- среднюю, соответствующую двум щекам (земля),

- нижнюю, соответствующую меридианам, идущим к ушам (человек).

2) Средняя, соответствующая земле (основная) часть подразделяется на:

- верхнюю, соответствующую меридиану легких (небеса),

- среднюю, соответствующую меридиану толстой кишки (земля),

- нижнюю, соответствующую меридиану сердца (человек).

3) Нижняя (основная) часть, соответствующая человеку, подразделяется на:

- верхнюю, соответствующую меридиану печени (небеса),

- среднюю, соответствующую меридиану почек (земля),

- нижнюю, соответствующую меридиану селезенки (человек).

Итак, в нижней (основной) части небо представлено печенью, земля - почками, а человек - желудком и селезенкой.

В средней (основной) части небо представлено легкими, земля - энергией груди, а человек - сердцем.

8 верхней (основной) части небо представлено энергией головы, земля - энергией рта и зубов, а человек - энергией глаз и ушей.

Вышеперечисленные три основные части, будучи помножены на три (производные), дают в целом девять частей, соответствующих девяти континентам, каковыми являются пять органов (чжан), хранящие сущность человека, и четыре внутренности (толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желудок), которые ее (сущность) охраняют (сторожат). Все эти девять континентов (материков) управляют человеческой физиологией, которой подчинена душевная жизнь (psychisme). Эти девять континентов формируют девять резервуаров энергии. Если пять органов поражаются болезнью, что сопровождается изменением цвета лица, то это равнозначно смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1) Верхняя, соответствующая голове и небесам (основная), часть подразделяется на: а) верхнюю или небесную часть, соответствующую височным артериям (где движется энергия меридиана Цзу Шао ян (Желчный пузырь); б) верхнюю "земную" часть, соответствующую артериям, обеих щек (где движется энергия меридиана Цзу Ян мин в точке Цзюй-ляо - 3-я точка (меридиана Желудка), в) верхняя "человеческая" часть, соответствующая артериям (где движется) энергия Шоу шао ян во впадине, расположенной перед ушами.

2) Средняя, соответствующая земле (основная), часть подразделяется на: а) среднюю "небесную" часть, соответствующую энергии меридиана Шоу тай инь (легочная артерия или радиальная, соответствующая "большому пальцу" радиального пульса, где находится точка Тай-юань, 9 Р*), б) средняя "земная" часть, соответствующая меридиану Шоу ян мин (Толстая кишка), расположенная на артерии Толстой кишки в точке Хэ-гу (4 G. I.), в) средняя "человеческая" часть, соответствующая энергии меридиана Шоу шао инь (сердце), расположенная на сердечной артерии в точке Шэнь-мэнь (7 С).

3) Нижняя, соответствующая человеку (основная), часть подразделяется на: а) нижнюю "небесную" часть, соответствующую энергии меридиана Цзу Цзюэ инь (печень), расположенную на артерии печени, биения которой ощущаются в районе "лобкового пульса"; применительно к женщине исследовать пульс следует в точке Тай-чун (3 F.), б) нижнюю "земную" частьь соответствующую энергии меридиана Цзу шао инь (почки), расположенную на артерии почек в точке Тай-си (3 Р), в) нижняя "человеческая" часть, соответствующая энергии мери-диана Цзу тай инь (селезенка), расположенная на артерии селезенки в точке Цзи-мэнь (II точка меридиана). При необходимости исследовать энергию желудка следует пальпировать пульс в.точке Чун-ян (42 Е).

Император Хуан Ди:

"В чем же заключается искусство применения иглоукалывания на практике?".

Ци Бо:

"Прежде всего следует определить (физическое) сложение больного, т. е. посмотреть, является ли он полным или худым, затем следует упорядочить его энергию: рассеять, если она в избытке, или стимулировать, если она в пустоте. Если больной толст, то иглу можно погружать глубоко и держать ее (в теле) долго. В случае худобы больного необходимо использовать поверхностные уколы; при этом они должны быть непродолжительными.

Для рассеивания следует колоть "восходя" в направлении (движения) энергии. Для стимулирования (тонизирования) необходимо колоть "нисходя" в направлении (движения) энергии. Прежде чем упорядочивать (течение) энергию в меридианах, необходимо успокоить болезненные точки. Каким бы ни было заболевание, (прежде всего) необходимо выравнивать (eguilibrer) энергию".

Император Хуан Ди:

"Каким образом дается прогноз относительно жизни или смерти больного?".

Ци Бо:

"В случае полного больного с малым и слабым пульсом (что является признаком недостачи энергии), который, к тому же, тяжело дышит - это признаки очень серьезного заболевания. Наличие у худощавого больного обширного (разлитого) пульса, скопления энергии и полноты в груди - (признак) смерти. Соответствие (количества) энергии (физическому) сложению говорит о том, что больной выздоровеет; обратное соотношение свидетельствует о серьезности положения. Полное нарушение энергии трех основных частей тела (верхней, средней и нижней) говорит о смерти. При неправильном (неупорядоченном) пульсе на участках "большого пальца" и "подошвы" обоих запястий, когда он не достигает этих участков одновременно (точно два действующих шатуна), мы вправе говорить об очень серьезной болезни. Очень сильно нарушенный пульс также свидетельствует о смерти. Запавшие глаза - также признак смерти".

Император Хуан Ди:

"Как можно локализовать болезнь по пульсу?".

Ци Бо:

"Если пульс одной из трех (основных) частей тела (т. е. верхней, средней или нижней) мал или обилен, или медленен или глубок, в сравнении с другими пульсами (т. е. пульсами других частей) - это признак болезни.

Следует надавливать (достаточно длительно) на ногу больного в точке, расположенной в пяти интервалах (цунях) выше лодыжек (т. е. вблизи точки Фэй-ян (58 V), расположенной в семи интервалах выше (края) внешней лодыжки, затем следует несколько раз щелкнуть пальцами другой руки по внешней лодыжке. Если вы уловите волну от этих щелчков на расстоянии пяти интервалов (как будто бы что-то ползет), то это говорит о хорошем здоровье больного. Если воспринимаемая волна очень сильна, то - это признак болезни Ян. Если же она чрезмерно замедлена, то это признак болезни Инь. Если же подобная волна не одолевает расстояния пяти интервалов (цуней), то это смерть.

При чрезмерном исхудании тела и присутствии в нем извращенной энергии - смерть. Если пульс средней (основной) части (тела) то част, то - редок это также равнозначно смерти. Наличие "крючкообразного" пульса с остановками через каждые три биения указывает на то, что болезни локализованы во вторичных сосудах.

(Как было сказано выше), тело разделяют на три части (верхнюю, среднюю и нижнюю), однако, в действительности, они образуют единое целое, поэтому малейшее нарушение одной из них может вызвать заболевание. Итак, заболевают при нарушении одной из частей. Поражение двух частей (одновременно) говорит о серьезности заболевания. Поражение всех трех частей тела указывает на смертельную опасность.

Для выявления патологических пульсов надо хорошо знать пульсы нормальные. При восприятии одного лишь пульса органа, в отсутствие энергии желудка - смерть.

При полном рассеивании энергии Цзу Тай ян (Мочевой пузырь) стопы больного полностью утрачивают тонус. После его смерти вы обнаружите, что у него выкатились глаза (выпучены). Если пульс трех частей тела характеризуется глубиной, малостью и "как бы подвешен" (приостанавливается), то это говорит об иньском заболевании: больной умрет в полночь. Если же пульс трех частей тела - сильный, вихреобразный (мятущийся и частый, то это говорит об янском заболевании: больной в полдень. Если же больной серьезно поражен "фэнь", то, умрет в течение дня, (но), благодаря воде (приему воды), он умрет ночью. При исхудании тела больной может умереть даже при наличии нормальных пульсовых характеристик. При наличии следующих характеристик: а) сильный, мятущийся, частый - признак янской болезни или б) глубокий, малый и как бы подвешенный (приостанавливающийся, прерывающийся), которые, в то же время, характеризуют нормальные пульсы - больной может исцелиться: иными словами, он не обязательно должен умереть. Но если, помимо наличия характеристик янского или иньского заболевания, пульс является неправильным (нарушенным) - больной непременно умрет, причем перед смертью его будет тошнить". Император Хуан Ди:

"Как же следует лечить несмертельные болезни?".

Ци Бо:

"Если затронуты конкретные меридианы, то надо колоть свойственные им точки. При поражении вторичных сосудов надо заставить кровоточить (вызывать кровоточивость) посредством треугольной иглы, точки вторичных сосудов. Если же болезнь "идет" от крови и для больного характерны боли, то следует воздействовать одновременно и на точки меридианов, и на точки вторичных сосудов. Если же болезни локализованы на уровне чудесных сосудов - то надо колоть противоположную сторону, т. е. колоть правую сторону при наличии болей в левой и наоборот. Если же извращенная энергия пребывает в скрытых местах (букв, "уголках"), как это имеет, например, место при хроническом ревматизме - то в этом случае необходимо колоть точки, расположенные в суставных впадинах. При наличии "полноты" вверху и "пустоты" внизу необходимо следовать по ходу меридиана, чтобы "подсечь" место остановки энергии (там, где находится "узел"); необходимо колоть и вызывать кровотечение в этом месте.

При выпячивании глазного яблока (хотя бы даже оно и не было полностью "выкачено") можно уверенно говорить о пустоте энергии Тай ян. Полное же выпячивание (выкатывание) глазного яблока указывает на полное исчезновение или истощение энергии Тай ян.

При пустоте энергии Тай ян необходимо стимулировать (тонизировать) на уровне мизинца, оставляя "иглу на длительное время (т. е. на меридиане Шоу Тай ян или Тонкой кишки), а также в точке Хоу-си (3 I. G.)".

Магазин
Магазин
Буддийские Лотосы
Буддийские Лотосы
Наверх