Глава XIX

Материал из Buddha World.

Глава девятнадцатая

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ СЕЗОНОВ ГОДА.

Император Хуан Ди:

"Вы говорите, что весной пульс "напряжен", точно скрипичная струна. Что это означает?".

Ци Бо:

"Весенний пульс соответствует печени, Востоку, Дереву. Это - время образования сока и всех "живых" (органических) веществ. Вот почему энергия "весеннего" пульса еще слаба, легка, пуста, скользка, а также - словно бы пряма и длинна, что и делает ее похожей на скрипичную струну. Если же (весенний) пульс не содержит в себе подобных характеристик - это признак заболевания".

Император Хуан Ди:

"А что собственно вы имеете в виду, говоря, что "пульс является несоответствующим (сезону)?".

Ци Бо:

Если энергия пульса характеризуется полнотой (обилием) и силой, то это свидетельствует об избытке энергии: болезни локализованы снаружи тела. Напротив, слишком малая и ела бая энергия пульса свидетельствует об ее недостаче: болезни локализованы внутри тела. При избытке энергии налицо головокружения и даже симптомы сумасшествия. При недостаче энергии для больного характерны такие симптомы, как боли в груди, иррадиирущие в спину и в бока".

Император Хуан Ди:

"Вы говорите, что летом пульс имеет форму "крючка". Что это означает?".

Ци Во:

"Летний" пульс соответствует сердцу, Югу и Огню. Это - сезон (общего) роста в природе; вот почему энергия пульсовой волны велика (букв, "сильна") при ее "накатывании", заметно слабее на другом конце пульса (т. е. при ее "откатывании") что напоминает крючок. Отсутствие, подобных пульсовых характеристик (летом) говорит о наличии болезни".

Император Хуан Ди:

"Что вы имеете в виду, говоря, что (летний) пульс не соответствует сезону?".

Ци Бо:

"Если энергия пульсовой волны одинаково сильная в точке ее "накатывания" и в точке "откатывания", то это говорит об избытке энергии: болезни локализованы снаружи тела (во внешних слоях). Если же энергия слабее в точке "накатывания", нежели в точке "откатывания", то налицо недостача энергии: болезни локализованы внутри тела. При избытке энергий болезни представлены лихорадками, болезненностью кожного покрова или же обильным потоотделением. О недостаче энергии свидетельствуют такие симптомы, как болезни сердца, кашель (для верхней части туловища) и потери органических (жидкостей) для нижней его части".

Император Хуан Ди:

"Вы сказали, что пульс осени является поверхностным. Что это означает?".

Ци Бо:

"Осенний пульс соответствует легким, Западу и Металлу. Поскольку это сезон жатвы и сбора урожая, (момент) появления соответствующей энергии характеризуется легкостью и поверхностью (пульсовых характеристик). Пульс напряжен в точке "накатывания" и рассеян в точке "откатывания": вот почему его называют поверхностным. Отсутствие подобных характеристик (в осеннем пульсе) говорит о болезни".

Император Хуан Ди:

"А что вы имеете в виду, говоря: ("характеристики осеннего") пульса не соответствуют сезону?".

Ци Бо:

"Если энергия пульса легка, как перышко при его накатывании", но тверда в середине (т. е. на "барьере") и при том "пуста с двух концов", то это говорит об избытке энергии: болезни локализованы снаружи тела. Наличие таких характеристик (в осеннем пульсе), как поверхностность, малость и слабость говорит о недостаче энергии: болезни локализованы внутри тела. При избытке энергии для больного характерны боли в спине. При недостаче энергии для больного характерны одышка и кашель".

Император Хуан Ди:

"Что вы имеете в виду, говоря, что зимний пульс спокоен и тих?"

Ци Бо:

"Зимний пульс соответствует почкам, Северу, Воде. Это - период, когда урожай убран в хранилища, вот почему проявляющаяся энергия характеризуется глубиной и стойкостью. Отсутствие подобных характеристик (в зимнем пульсе) является признаком заболевания".

Император Хуан Ди:

"Что вы имели в виду под словами "пульс не соответствует (характеристикам этого сезона)?".

Ци Бо:

"Если при своем "накатывании" пульсовая волна более чем "тверда и стойка, как камень", то это свидетельствует об избытке энергии: болезни локализованы в наружных слоях тела. Большая частота пульса у его окончания (т. е в точке "подошвы") указывает на недостачу энергии: болезни локализованы внутри тела. При избытке энергии для больного характерны боли в позвоночнике и он не испытывает желания разговаривать. Недостача энергии характеризуется такими симптомами, ка ощущение "подвешенности" сердца, чувство голода, боли в спине, а также чувство переполнения в нижней части живота".

Император Хуан Ди:

"А что вы скажете относительно пульса селезенки?".

Ци Бо:

"Пульс селезенки соответствует Земле (Почве). Это - особый орган, ибо он "орошает" своей энергией все другие органы".

Император Хуан Ди:

А можно ли как-то определить, хорошо или плохо функционирует селезенка?".

Ци Бо:

Когда селезенка работает хорошо, о ее существовании по-росту забывают, плохая работа селезенки и появление в еепульсе характеристик "текущей воды" является признаком из-бытка ее энергии: болезни локализованы в наружных частях тела. Если же пульс селезенки становится сходен с "клювом вороны" - это служит признаком недостачи энергии: болезни локализованы внутри тела. При избытке энергии (селезенки) возникает ощущение "неудобства в членах тела". При недостаче энергии имеет место закупорка отверстий".

Нормальное и аномальное течение (ход) энергий:

Когда энергии следуют своему естественному ходу, они переходят в свойственный (букв, "благоприятный") им орган: это нормальная эволюция (энергии). Переход энергии в неблагоприятный для нее орган равносилен смерти.

Печень получает свою извращенную энергию от сердца, Печень - мать сердца; в норме энергия переходит в селезенку, но если она дойдет до почек, то больной умрет при переходе её (энергии) в легкие. (Легкие одолевают печень или, согласно даосской терминологии, Металл одерживает верх над Деревом).

Сердце получает свою извращенную энергию от селезенки. Сердце - "мать" селезенки. В норме энергия следует далее в легкие, но, если она доходит до печени, больной умрет при переходе этой энергии в почки. (Почки одолевают сердце или, согласно даосской терминологии, Вода одерживает верх над Огнем).

Селезенка получает свойственную ей извращенную энергию от легких. Селезенка - "мать" легких. В нврме, энергия переходит затем в почки, но, если она доходит до сердца, то больной умрет при переходе ее в печень. (Печень одолевает селезенку или согласно даосской терминологии, "Дерево одерживает верх над Землей").

Легкие получают свойственную им извращенную энергию от почек. Легкие - "мать" почек: в норме энергия идет затем в печень, но, если она доходит до селезенки, больной умрет при переходе этой энергии в сердце. (Сердце одолевает легкие, или, согласно даосской терминологии, "Огонь одерживает верх над Металлом").

Почки получают свойственную им извращенную энергию от печени. Почки - это "мать" печени; в норме, энергия движется затем в сердце, но, если она дойдет до легких, то больной умрет при переходе ее в селезенку. (Селезенка одолевает почки, или, согласно даосской терминологии, Земля одерживает верх над Водой).

При лечении органов следует учитывать все эти соображения и, следовательно, лечить орган, который следует за (исходно) пораженным.

"Фэнь" - это исходная причина всех заболеваний. В тот момент, когда "фэнь" атакует человека, поры кожи у последнего открыты под действием же "фэнь" они закрываются, что вызывает подъем жара (лихорадки). В этот момент для излечения больного необходимо вызывать потоотделение.

Если в некоторых частях тела развивается атония, они становятся нечувствительными, болезненными или опухают, то больного надо лечить баней (ваннами) и вызывать рассеяние (энергии) либо посредством игл, либо посредством прижиганий.

В отсутствие лечения болезнь достигает легких: у больного наблюдается кашель, и он ощущает, как будто бы его энергия поднимается в верхнюю половину туловища. Если он и здесь не принимает никаких мер, то болезнь достигает печени: больной ощущает боли в области ребер и боковых частей грудной клетки, а иногда и поташнивания: в этом периоде его необходимо лечить массажем и иглоукалыванием. Но, если он и здесь не принимает никаких мер, то болезнь переходит в селезенку. Для больного характерны следующие симптомы: чувство жара в животе и неприятные ощущения в сердце; моча у него приобретает темно-желтый цвет. На этом этапе его можно лечить посредством массажа, фармацевтических препаратов и ванн (бани). Но, если он и здесь избегает лечения, то болезнь переходит в почки. Для больного характерны боли или чувство жара в нижней части живота, моча у него становится мутной и осветляется (букв, "становится белесой"). Его можно лечить массажем и фармацевтическими препаратами. Но, если он по-прежнему не лечится, то болезнь переходит в сердце. У больного наблюдаются мышечные контрактуры и нарушения кровообращения. Его можно лечить либо прижиганиями, либо назначать фармацевтические средства. Если он не излечится в течение десяти последующих дней, то его ждет смерть. В том случае, если болезнь перешла из почек в сердце, а из сердца - в легкие, у больного бы развивался жар с ознобом и он бы умер в течение трех лет.

На начальной стадии поражения болезнью бесполезно пытаться предупредить, ее переход (в другой орган), воздействуя на "последующий" орган.

Если же болезнь характеризуется аномальной последовательностью перехода от одного органа к другому, то это говорит об изменении нормального ее хода за счет психических воздействий (нарушений). К подобным психическим нарушениям относят (чрезмерную) радость, гнев, уныние (demissements), страх и тоску (тревогу). Действительно, чрезмерная радость ведет к тому, что почки "опустошают" другие органы. (Чрезмерный) гнев ведет к тому, что энергия печени опустошает другие органы. Уныние ведет к тому, что энергия легких опустошает другие органы. Страх ведет к тому, что энергия селезенки опустошает другие органы. Тоска (тревога) ведет к тому, что энергия сердца опустошает другие органы. Вот почему и существует пять разновидностей болезней (по одной на орган), однако для каждого из них может существовать пять осложнений, что обусловливает наличие двадцати пяти возможных нарушений (здоровья) органов.

Если для больного характерно исхудание верхних и нижних членов (рук и ног), "полнота" в груди и одышка, то он умрет в течение шести месяцев. Если же в (различных) пульсах ощущается лишь пульс самого органа, без энергии желудка, то это тоже смерть, ибо это равнозначно "концу сердца".

Если же для больного характерны исхудание рук и ног, полнота в груди, одышка и боли, иррадиирущие из плечей в шею, то смерть будет иметь место в течение одного месяца.

Если же при "взятии" пульса обнаруживают пульсы одних лишь органов, без энергии желудка, то это означает смерть в тот же самый день, ибо это равнозначно "концу печени".

Если же для больного характерно исхудание рук и ног, полнота в груди, одышка, боли в плечах и в шее, а также - лихорадка и, при этом также ощущают лишь "пульсы органов", без энергии желудка, то это равнозначно смерти в конце десяти дней, ибо означает "конец легких".

Если у больного наблюдается исхудание рук и ног и голова его "падает", ибо он уже не в силах ее удерживать, то смерть произойдет в течение года. Но, если при этом, при исследовании пульса, обнаруживают одни лишь "пульсы органов", без энергии желудка, то больной умрет в тот же день, ибо это означает конец селезенке.

Если же для больного характерны исхудание рук и ног, полнота в груди, боли в животе, недомогания сердца, жар (лихорадка), боли в плечах и в шее, если у него западают глаза, а все пульсы характеризуются отсутствием энергии желудка, и, кроме того, он не узнает никого из окружающих (не воспринимает окружающее), то это равнозначно немедленной смерти. Если же он все же воспринимает окружающее, то он умрет в день, когда будет окончательно обессилен болезнью, ибо это - конец почек.

При тяжелом поражении больного, когда затронуты все пять его органов и энергия больше не циркулирует, точную дату его смерти предсказать трудно, но выглядит он, точно утопленник.

Если же биения пульса вообще не прослушиваются, или частота их выше шести на одно дыхание (даже в отсутствие исхудания) и если даже при исследовании пульсов воспринимают не только пульсы органов (т. е. если даже и присутствует энергия желудка), то больной все равно умрет. Если при появлении пульса печени, он выглядит возбужденным на "барьере" и "на краях", напоминая острие ножа или натянутую скрипичную струну, если больной имеет бледно-зеленый цвет лица (цвета легких и печени) без блеска и если Пульсы падают, то это - смерть.

Если возникающий пульс сердца тверд и неподатлив, точно зерновые, что сопровождается черновато-красным цветом (лица), т. е. цветом сердца и почек, без блеска, и если при этом пульсы "падают" - это говорит о смерти.

Если возникающий пульс почек является "мятущимся", точно с кем-то борется, и тверд, как камень, что сопровождается желтовато-черным цветом (лица) - цвет почек и селезенки - без блеска, и если при этом пульсы "падают" - это говорит о смерти.

Если возникающий пульс селезенки то слаб, то част, а то - редок, что сопровождается зеленовато-желтым цветом (лица) - цвет печени и селезенки, без блеска, и если при этом пульсы "падают", то это говорит о смерти.

В целом, в тех случаях, когда прослушиваются только пульсы органов, в отсутствие энергии желудка - болезнь неисцелима".

Император Хуан Ди:

"А почему наличие одних лишь пульсов органов (без энергии желудка) является признаком смерти?".

Ци Бо:

"Пять органов ("чжан") получают свою энергию от желудка. Последний является сущностью, корнем пяти органов. Энергия пяти органов не способна самостоятельно доходить до легких (Шоу Тай инь), ее приводит туда энергия желудка. Энергии пяти органов достигают легких поочередно, следуя (ходу) сезонов. При одолении организма извращенной энергией сущностная энергия (организма) ослабляется. Высокая степень поражения больного не позволяет энергии желудка достигать Шоу Тай инь, вот почему (в пульсе) мы воспринимаем лишь энергию органа: это - верный признак того, что извращенная энергия возобладает над сущностной энергией.

Таким образом, начиная лечить больного, необходимо исследовать его физическое состояние, его энергию, цвет его лица, наличие или отсутствие блеска (его кожи); помимо этого, неводимо узнать слаб или силен его пульс, чтобы определить, каким является заболевание: недавним (острым) или хроническим. Проделав эти исследования, можно приступать к лечению, однако (при этом) надо также знать благоприятное для лечения время. Если энергия больного не "возмущена", можно сразу говорить об излечимости заболевания, если же (при этом) еще и мало изменен цвет лица, то тогда она излечивается легко. То же самое можно сказать и о тех случаях, когда пульс больного соответствует сезонам года. Если пульс больного не слишком слаб и при этом "скользок" и эластичен - это говорит о наличии энергии желудка. Но если энергия больного "возмущена" - болезнь трудноизлечима: о том же говорит и отсутствие блеска (присущего цвету лица).

Полный и твердый пульс - признак ухудшения (течения заболевания). Если же пульс не соответствует сезонам года, то это говорит о неизлечимости болезни.

Ниже описаны характеристики пульса, говорящие о его несоответствий "четырем сезонам".

Восприятие "пульса легких" весной, "пульса почек" летом, "пульса сердца" - осенью и "пульса селезенки" - зимой; поверхностный характер пульса весной, его твердость (как у камня) и глубина летом, и его шероховатость зимой - все это противоречит (правилу) "четырех сезонов". О несоответствии пульса "четырем сезонам" говорит также следующее: глубокий и шероховатый пульс весной или летом, а также поверхностный и большой пульс зимой.

Следующие признаки: спокойный пульс при наличии лихорадки, большой и обильный (разлитой) пульс при наличии поносов или потерь органических (жидкостей), полный пульс при наличии кровотечений, полный и неподатливый пульс при наличии внутренних заболеваний, неполный и неподатливый пульс при наличии "внешних" заболеваний (локализованных во внешних слоях тела) - все это признаки трудноизлечимых заболеваний".

Император Хуан Ди:

"Слышал я о том, что, исследуя больного, можно предсказать, будет ли он исцелен или умрет. Как вы можете это прокомментировать?". Ци Бо:

"Пять признаков полноты могут предсказать смерть больного:

1) Чрезвычайно сильный пульс, 2) Чрезмерный жар (Ян) в коже, 3) Раздутый живот, 4) Анурия и непроходимость, 5) Больной либо совсем больше не видит, либо у него (временные) помрачения (eblonissements).

"Смерть могут также предсказывать пять признаков пустоты: 1) Чрезвычайно малый пульс, 2) Чрезмерный холод кожи, 3) Недержание мочи и кала, 4) Недостаток энергии и 5) Полная потеря аппетита (анорексия)".

Император Хуан Ди:

"Но иногда, при наличии подобных симптомов, больные все же не умирают? Почему бы это?".

Ци Бо:

"Если при наличии всех перечисленных знаков "полноты", больной, пропотев, не являет больше признаков анурии или непроходимости, - то он может выжить".

"Если, при наличии перечисленных признаков пустоты, больной все же может поглощать небольшие количества пищи и у него исчезают признаки недержания - то он может выжить".

Магазин
Магазин
Бодхисаттва Кшитигарбха
Бодхисаттва Кшитигарбха
Наверх