Глава XI
Материал из Buddha World.
Глава одиннадцатая
ПЯТЬ ОРГАНОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Император Хуан Ди:
"Я слышал, что даосы рассматривают в качестве органа ("чжан") спинной и костный мозг (moelle), другие же считают органами желудок и кишки, наконец, третьи относят желудок и кишки ко внутренностям ("фу"). Кто же из них прав?"
Ци Бо:
"На самом деле, спинной и костный мозг, кости, артерии, желчный пузырь и матка порождены энергией земли (почвы), их следует относить ко "внутренностям", играющим специфическую роль. Желудок, толстая кишка, тонкая кишка, тройной обогреватель и мочевой пузырь порождены энергией небес, это - внутренности, преобразующие и транспортирующие энергию в органы; они не могут пребывать в неактивном состоянии. Прямая же кишка и задний проход (anus) служат для эвакуации остатков транспортируемых продуктов. В противоположность (этому) органы должны сохранять энергию, которая никогда не должна рассеиваться. Они должны быть постоянно наполнены энергией, ни на мгновение не теряя активного состояния. Что же касается шести "внутренностей" ("фу"), то они преобразуют и транспортируют, (а потому) они не должны сохранять энергию. Вот почему при поглощении пищи желудок должен быть заполнен, а толстая кишка должна быть свободна. По опускании же пищи вниз, заполнены пищей должны быть кишки, тогда как желудок должен быть свободен от пищи".
Император Хуан Ди:
"Почему говорят, что пульс правой руки - это правитель пяти органов?"
Ци Бо:
"Желудок - это хранилище (букв, "погреб") для вырабатываемых из (первичных) пищевых веществ твердых и жидких питательных масс. Он есть источник шести внутренностей, он накапливает (в себе) питание, дабы затем распространять энергию в пять органов. При нарушении функции (букв, "возмущении") последних, все это можно определить по пульсу правой руки Цунь Коу (Tsri Hao или "Уста энергии"). Благодаря носовому дыханию внешняя энергия попадает непосредственно в легкие и сердце. Вот почему при заболевании легких и сердца .бывает также поражен нос".