Вегетарианство и веганство без фанатизма
Материал из Buddha World.
Люди, ставшие вегетарианцами, иногда задаются вопросом о том, какие же продукты являются вегетарианскими? Мне самому часто приходится слышать выражения такого рода: «Какой же ты вегетарианец, если ты ешь сыр?» или «А из чего сделаны твои ботинки или ремень?». Такими словами люди намекают на то, что ты, мол, сам живешь и поступаешь, как тебе удобно... Часто в подобных случаях люди еще говорят: «Ты не ешь животных, а растения тоже живые!», еще иногда звучат такие шуточки: «Ты пьешь кровь убитых помидоров». Подобные провокационные вопросы доводилось слышать каждому вегетарианцу, и, как правило, людям, которые задают подобные вопросы, нет смысла что-либо объяснять. Но эта статья навеяна не вопросом от человека, который хотел надо мной подшутить. Я заметил, что среди «праведников» тоже идет «сражение». Веганы нападают на вегетарианцев, мотивируя это тем, что промышленное производство молока является насилием над животными, что корова дает свое молоко для телят, которым оно не достается, что телята и быки являются лишними в молочном производстве и их отправляют на бойню. И, к сожалению, это правда, от которой никуда не денешься. Вопрос лишь в том, что делать с этой правдой? Именно в этом я и хочу разобраться. Каждый ищущий человек сталкивается на своем пути с противоречиями, и очень важно их правильно разрешать, чтобы идти дальше. Человек должен иметь внутреннюю систему оценки и ориентиров, при помощи которых он принимает решение, чему он хочет и может следовать и до какой степени. Но вернемся к молочным продуктам. Как же быть в этом случае? Тема эта действительно сложна и противоречива, я долго избегал дискуссий об этом, но сейчас, думаю, пришло время разобраться в этом вопросе в контексте издания «Пища для размышлений. Вегетарианство». Как написал Чарльз Ледпитер, вегетарианец – это тот, кто не употребляет продукты, полученные путем насилия или убийства. Цель издания «Пища для размышлений. Вегетарианство» – побудить человека отказаться от мясной пищи, но не все люди могут или хотят сделать это. А из тех, кто хочет, не все могут сделать это сразу. Кому-то из своих знакомых я могу сказать, что есть рыбу – это хорошо, подразумевая про себя: главное, чтобы человек отказался от мяса, а в последствии он сам придет к более глубокому пониманию этого вопроса. И, возвращаясь к нашей теме, хочу сказать, что людей, которые смогут с мясоедения перейти на веганство, на порядок меньше, чем тех, которые могут стать вегетарианцами. Я хочу, чтобы, прочитав эту статью, человек мог понять, как и чему ему следовать. Сейчас при написании этой статьи я стараюсь формулировать свои мысли таким образом, чтобы не превратить ее в критику того или иного пути. И, пожалуй, это самая главная причина, по которой я взялся написать эту статью. Идея, в которой я хочу разобраться, – как не стать еще одним фанатиком или перестать им быть. На данном этапе жизни Провидение поставило меня в такое положение, что несколько самых близких для меня людей не следуют идеям вегетарианства. Не знаю, сможете ли вы это представить, но сам я вегетарианец уже более 20 лет, а изданию «Пища для размышлений» в этом году исполнится 8 лет, т.е. это не просто мой взгляд на мир – это моя миссия. Оказавшись в подобном положении, мне пришлось очень серьезно задуматься над системой ценностей и моем отношении к людям. Поначалу я действовал принципиально, спорил и пытался доказать свою позицию, но, поняв, что такая позиция ставит под угрозу отношения, я задумался над своим пониманием этого вопроса, поскольку взаимоотношения с этими близкими людьми для меня очень важны. С этого началось мое обучение уважению свободы выбора человека и его личного восприятия мира на данном этапе духовного развития. Но вернемся к обозначенной теме, это предисловие очень важно, потому что зачастую, став вегетарианцем или веганом, человек объявляет «холодную войну» тем, кто не разделяет его взглядов. Из такой позиции родилась шутка: «Надо собраться всем хорошим людям и убить всех плохих!».
Очень важная мысль, которую я хочу осветить в этой статье, состоит в том, что опасно осуждать или критиковать кого-либо, как очень часто происходит в рядах так называемых «праведников». Дело в том, что существует тонкий закон вселенной, который действует следующим образом: когда мы кого-то осуждаем, мы подсознательно ставим себя выше этого человека и оказываемся в роли учителя, а учитель, по законам судьбы, берет на себя часть последствий за ошибку ученика. И я уверен, многие из вас замечали, что когда кого-то осуждаешь, то через какое-то время оказываешься в точно такой же ситуации, как человек, которого ты осудил, а дальше рассказывать не надо... Так Провидение возвращает нам урок, который мы не прошли. Не зря в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 1-2) сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Таким образом, если человек осуждает людей за дурные поступки, то он порой находится не в лучшем положении, чем отдельно взятый человек из числа тех, кого он осуждает.
Итак, вегетарианцы и веганы – это два лагеря, между которыми я хочу установить как минимум дипломатические отношения, а лучше – уважение и взаимопонимание. Заранее прошу прощения у приверженцев веганства: я иду к вам с белым флагом парламентера. Из опыта общения я сделал такое наблюдение, что зачастую сторонники веганства – это фанатичные люди, доказательством чего служит такое явление, как «Веган джихад». Хочу сразу дать точное определение фанатизму.
Фанати?зм – слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. (wikipedia).
Думаю, что любой разумный человек согласится, что фанатизм в любых проявлениях до добра не доводит. А сейчас давайте без фанатизма разберем позиции вегетарианства и веганства.
Основное отличие веганства от вегетарианства заключается в более строгой этике: веганы не употребляют никаких животных продуктов, не носят кожаной одежды и обуви, также среди веганского бомонда встречаются люди, которые носят шелковые ткани, которые были изготовлены ненасильственным путем, и т.п. Другими словами, веганство подразумевает несколько более строгое следование принципу ненасилия. И эта позиция действительно достойна уважения.
Непричинение вреда чувствующим существам – принцип ахимсы – впервые был провозглашен в «Ведах», древнейших священных текстах Индии, написанных на санскрите. Ахимса приблизительно переводится как «ненасилие». Однако в ведической традиции это слово обладает более широким значением: «Непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом и во все времена» (Шрила Вьяса Дева ком. к «Сутры Патанджали Йога», 2.30). Более того, ахимса означает запрет на произнесение ругательств или слов, которые могут причинять боль. По этому определению ахимса подразумевает запрет не только на грубые и открытые, но и на более тонкие проявления жестокости. Веды учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело – только внешняя оболочка для духа, заключенного в нем. Здесь сразу возникает риторический вопрос к обоим лагерям. Как сторонники такой великодушной позиции, избегая насилия над животными, при этом порой совершают насилие над своими близкими своим отношением к ним? Очень важно понять, что не возможно повлиять на человека моральным давлением. У каждого человека есть внутреннее чувство справедливости, и человек никогда не примет то, что ему грубо навязывают, даже если это на его благо. Настоящие изменения возможны только при добровольном внутреннем принятии какой-то едеи. Насилие порождает насилие, а уважение свободы выбора человека - развивает взаимоотношения. Помните в этом мире каждыи? имеет право жить так, как ему хочется или как подсказывает сердце. В основе истинного развития лежит любовь и уважение к каждому, поэтому не пытаи?тесь заставить кого-либо стать вегетарианцем и никого не осуждаи?те за мясоедение. Мой проект называется «Пища для размышлении?», а это означает, что у человека есть возможность подумать и поступать на свое личное усмотрение. Помните: желание заставить кого-либо разделять ваши принципы – это эгоизм, а не добродетель. Покажите своим друзьям и близким пример культурного поведения и делитесь этои? информациеи? только с теми, кто вам доверяет.
Теперь давайте рассмотрим позицию вегетарианства, точнее, лактовегетарианства. История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Мудрецы прошлого предостерегали нас, что в будущем, под влиянием демонической культуры, люди будут пропагандировать вред молока, сейчас же происходит совершенно невероятное явление: люди с «добрыми намерениями» заявляют о вреде коров, якобы коровы загрязняют окружающую среду в несколько раз больше, чем все автомобили в мире. Это противоречит элементарному здравому смыслу: корова – дитя природы, а автомобиль – это плод индустрии, а о влиянии последней на экологию говорить не приходится. В наше время версий о вреде молока бытует много, и, к сожалению, с каждым годом их становится больше. Как говорил Лев Толстой, «Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира». На самом деле, причинами проблем, вызванных употреблением молока, являются: – Употребление молока с несочетающимися продуктами и не вовремя. Молоко – это энергетический продукт, употреблять его в чистом виде действительно не всегда и не всем полезно. Например, Аюрведа учит, что самую большyю пользу молоко приносит, если пить его на ночь. Время употребления производных молочных продуктов не так критично. – Пищевая аллергия и индивидуальная непереносимость молока может быть обусловлена недостаточной активностью или вообще отсутствием в организме пресловутой лактозы, расщепляющей молочный сахар. Его усиленное брожение приводит к желудочно-кишечным расстройствам. Другой причиной может быть повышенная чувствительность организма к молочным белкам. Сталкиваясь с подобными симптомами, люди начинают говорить о вреде молока, но это так же нелепо, как если бы больные сахарным диабетом начали выдвигать теорию о вреде сахара и сладких продуктов.
Особая ценность молока – белки, они содержат все незаменимые аминокислоты, которые усваиваются почти полностью (на 96%), а это самый главный аргумент в пользу замены мяса молочными продуктами. Молочный жир – наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95%). Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение, усваивается на 98%. В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д. Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока. Поэтому молоко используется для детского питания и как диетический и лечебный продукт при малокровии, туберкулезе, гастрите, отравлениях, заболеваниях печени, почек, желудочно-кишечного тракта, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
В издании «Пища для размышлений. Вегетарианство» представлены мнения и статьи выдающихся людей всех времен, другими словами, я не продвигаю свои личные умозаключения. Также и в данном случае, как последователь философии Востока, буду ссылаться на авторитет древнейших писаний – Вед, которые прямо говорят: «Самым тяжким грехом является убийство коров, которые дают нам такой необыкновенно ценный и вкусный продукт, как молоко. Тот, кто пьет коровье молоко и вместе с тем безжалостно убивает коров, находится в величайшем невежестве» (ШБ 14.16 ком., Ригведа 9.4.64). Также в Ведах есть такая молитва: «О мой Господь, Ты заботишься о благополучии коров и брахманов, а также всего человечества и всего мира» (Вишну Пурана 1.19.65). В этой молитве сказано, что Господь в первую очередь оказывает покровительство коровам и брахманам. Брахманы являются символами духовного знания, а коровы дают нам самый ценный продукт, поэтому их защита является необходимым условием истинного прогресса человеческой цивилизации. Молоко коровы является продуктом чистой любви, пример этого нам показывает отрешенный святой Шукадева Госвами, который питался только коровьим молоком, поскольку даже употребление растительной пищи является прерыванием цикла жизни, будь то растение или зерно, которое может дать всход. «Обычно Шукадева Госвами задерживался у дверей домохозяев только на время, которое необходимо, чтобы подоить корову» (ШБ 1.1.4).
Таким образом, молоко является важнейшим продуктом. Конечно, во времена даже не столь далекие не было промышленного скотоводства, которое, бесспорно, является насильственным. Здесь нам стоить принять во внимание еще один философский принцип «время – место – обстоятельство»: к любому знанию и явлению нужно подходить, учитывая эти три момента. Например, когда наш духовный учитель приехал на запад и его ученики сказали ему, что здесь во все молоко добавляют рыбий жир, он ответил: «Если нет другого, в крайнем случае, покупайте это». Другими словами, если есть необходимость, мы можем пользоваться тем, что доступно в наших обстоятельствах...
Так как, с точки зрения Вед, молоко является важным продуктом для человека, то, чтобы избежать промышленного производства, есть два решения: первое – завести своих коров и получать молочные продукты «из первых рук», а на быках возделывать землю, как это было принято еще совсем недавно. Кстати, одна из причин, объясняющих, почему на востоке корова считается священным животным, состоит в том, что она дает молоко и поэтому считается матерью, а бык пашет поля и считается отцом. Второе решение – это покупать деревенские молочные продукты. Очевидно, если принять во внимание время, место и обстоятельства, в которых мы живем, вряд ли вы сможете обзавестись натуральным хозяйством, и единственный вопрос, который остается, это покупать промышленные молочные продукты или деревенские? Ответ на этот вопрос каждый человек должен дать сам. Мое предложение к общественным организациям такое: вместо того, чтобы бороться со скотоводством как таковым, лучше выступать за создание новых молочных ферм, где за коровами будут ухаживать и заботиться должным образом.
В городских условиях в наше время, ориентированное на экономическую выгоду, практически невозможно жить в гармонии с природой. Каждый день, прямо или косвенно, мы используем бензиновые двигатели, пользуемся удобствами канализации, едим сахар-рафинад, который вообще не является вегетарианским продуктом… Мой призыв – не сделать себя рабом обстоятельств и и не посвящать жизнь непрерывным заморочкам на эту тему, – во много раз важнее то, ради чего вы живете. Если вы просто избегаете нечистых продуктов, то могу вас «обрадовать» такой цитатой из священного писания: «Те же, кто готовит пищу ради собственного чувственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех» (БГ 3.13). Помимо важности того, что ты делаешь, так же важно то, как и ради чего ты действуешь. Следование правилам не должно быть самоцелью. В Бхагавад Гите Господь объясняет, как должен действовать человек: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, какие бы аскезы и пожертвования не совершал, делай это, как подношение Мне. Так ты освободишься от последствий своей деятельности, достигнешь освобождения и вернешься в Мою обитель».
P.S. Уважаемые сторонники позиции веганства, прошу вас понять, что есть и другая позиция относительно молочных продуктов, пусть даже с вашей точки зрения эта позиция неприемлема. Учителя восточной мудрости говорят: «Человек может делиться знанием только на уровне личного опыта, т.е. тем, чему он следует сам». Я как автор издания «Пища для размышлений. Вегетарианство» придерживаюсь взглядов, описанных в этой статье.
Также всем, кому интересна эта тема, я советую посмотреть фильм «Священная корова» (он есть «в Контакте» в Группе «Пища для размышлений») и послушать лекцию о молочных продуктах доктора Торсунова О.Г. (на сайте govegetarian.ru в разделе «Философия»).
Петр Щекалев (март 2011)