Ван Чунъян
Материал из Buddha World.
Ван Чунъян (11 января 1113 — 22 января 1170) (кит. трад. 王重陽, упр. 王重陽) – знаменит тем, что является основателем Школы Цюаньчжэнь в XII веке. Изначально звался Ван Чжунфу (Zhongfu - 中孚), но став на Путь принял даосское имя Чунъян, что может означать "Двойной Ян", "Двойное Солнце", а иногда даже "Взращивание изначального Ян" (последний вариант перевода принадлежит Еве Вонг и сделан больше по смыслу, чем дословно).
Биография
Семья Ван Чунъяна была достаточно обеспеченной, что позволило ему получить неплохое образование. Также он имел возможность в молодости заниматься боевыми искусствами с лучшими учителями. В 20 лет он пытался сдать экзамены для поступления на государственную службу, но провалился. Тогда, обладая неплохими навыками бойца, он решил сделать карьеру военного и успешно сдал экзамены для поступления на должность офицера.
Считается, что в 48 лет Ван Чунъян встал на путь культивации Дао. Согласно легендам, в его доме под видом двух бродяг остановились на ночлег Бессмертные Люй Дунбинь и Чжунли Цюань. Ван Чунъян не сразу опознал в них Бессмертных, но когда понял, попросил дать ему возможность стать их учеником в постижении Дао. Другие источники утверждают, что путь обретения бессмертия Ван Чунъян начал, встретив на реке Ганхэ некого даосского мастера, преподавшего ему основы даосских практик. Так или иначе, но Ван Чунъян усиленно занялся практикой Внутренней Алхимии. Одни легенды говорят, что он двенадцать лет просидел в комнате своего особняка, прикидываясь сумасшедшим, чтобы ему не мешали заниматься культивацией Мин и Син. По другим сведениям - он сразу оставил семью и ушёл в горы Чжуннань, где вырыл себе яму, названную затем "Могилой живого мертвеца", в которой практиковал около трёх лет. Затем он решил перебраться в хижину, забросал яму землёй и ещё около четырёх лет жил в отшельничестве в горах. Хижину Ван Чунъян назвал "Хижина Совершенной Истины (Цюань Чжэнь)", от чего затем пошло название основанной им школы даосизма Цюаньчжэнь (全真道 - Школа Совершенной Истины).
Легенды говорят, что в горах Чжуннань Ван Чунъяну являлись Бессмертные Люй Дунбинь и Чжунли Цюань с наставлением идти в провинцию Шандунь, чтобы искать учеников, которые предопределены ему судьбой и распространять Учение. В 1167г. в провинции Шаньдун Ван Чунъян встретил богатую бездетную супружескую пару: Ма Юй и его жену Сунь Буэр, которые искали Учителя чтобы посвятить себя Дао. Они предоставили свой обширный особняк для обустройства ритритного центра для ищущих Дао. Ван Чунъян начал набирать учеников, организовал занятия и вскоре на базе построенного ритритного центра образовалась школа Цюаньчжэнь, которая впоследствии стала одной из самых влиятельных даосских школ Китая.
Вклад в развитие практического даосизм
Образованная Ван Чунъяном школа Цюаньчжэнь, известная ещё как Северная Школа Даосизма, сохранилась и поныне в виде одной из основных школ религиозного даосизма в Китае. Примерно одновременно с Северной, зародилась и Южная Школа Даосизма (Цзинь Дань Дао, или Школа Золотого Эликсира), основанная другими известными Бессмертными Лю Хайчанем и Чжан Бодуанем, но оказалась не столь подходящей для широкого распространения и постепенно слилась с Северной. Хотя, спустя столетие, некоторые последовали отделились обратно и сформировали отдельные закрытые Школы. Это произошло из-за того, что они не были согласны с некоторыми подходами к распространению Учения и предпочитали следовать Высшему Пути нэйдань (внутренней алхимии), а не религиозному Среднему Пути.
Возможно, причиной успеха основанной Ван Чунъяном Школы стала введенная им по аналогии с буддизмом система монастырского образования, до этого не свойственная даосизму. Также важную роль сыграло провозглашенное Ван Чунъяном единство трех учений (даосизм, буддизм и конфуцианство), как имеющих общие морально-нравственные принципы: "Буддизм, Конфуцианство и Даосизм - одна большая семья".
На заре формирования Школы Ван Чунъян постарался свести к минимуму роль ритуалистики, религиозной литургии и различных магических обрядов, отведя главную роль Внутренней Алхимии. Однако, в силу широкого распространения в массах, религиозно-ритуальные практики были более понятны простому народу, а методы Внутренней Алхимии отошли на второй план из-за своей сложности, а со временем и вовсе потеряли актуальность. В настоящее время Школа Цюаньчжэнь является религиозной организацией.
Основные идеи своего Учения Ван Чунъян изложил в трактате «Ли цзяо ши у лунь» («Пятнадцать статей, устанавливающих Учение»). Ученики
У Ван Чунъяна было семь знаменитых учеников, ставших затем большими мастерами. Они известны так же как Семь Истинных Людей Севера. Каждый из них впоследствии основал собственную подшколу практического даосизма, некоторые из которых сохранили полноту передачи и до наших дней.
Ма Юй кит. 馬鈺 (Ма Даньян кит. 馬丹阳) — второй патриарх Цюаньжэнь, богатый доропорядочный хозяин дома из рода Ма, предоставивший свой дом в распоряжение новой даосской общины, основатель подшколы Юсянь ("Школа Встреч с Бессмертными"). Сунь Буэр кит. 孙不二 (Сунь Цинцзин кит. 孙清靜) — его жена, умная и образованная, которая, вступив на путь Дао, временно разлучилась с мужем и жила одна в окрестных горах города Лоян, практикуя Внутреннюю Алхимию. Основательница подшколы Циньцзин (Школа Ясности и Покоя). Цю Чуцзи кит. 丘处机 (Цю Чанчунь кит. 丘长春) — мастер, добившийся успехов при дворе Чингисхана, основатель Монастыря Белых Облаков в Пекине - основатель подшколы Лунмэнь (Школа Драконовых Ворот). Тань Чудуань кит. 譚處端 (Тань Чанчжэнь, кит 谭长真) - основатель подшколы Наньу (Школа Южной Пустоты). Лю Чусянь кит. 劉處玄 (Лю Чаншэн кит. 劉長生) - Основатель подшколы Суйшань (Школа горы Суй). Ван Чуи кит. 王處一 (Ван Юйян кит. 王玉阳) - Основатель подшколы Юшань (Школа горы Ю). Хао Датун кит. 郝大通 (Хао Гуаннин кит. 郝廣寧) - Основатель подшколы Хуашань (Школа горы Хуа).
Вторые имена в списке - даосские (дополнительные) имена мастеров как даосских учителей, под которыми они также часто упоминаются в литературе. Даосские имена обычно имеют символическое значение.
О Ван Чунъяне и его семерых учениках рассказывается в книге «Семь Даосских Мастеров».