Буддийский мини-храм

Материал из Buddha World.

Чжан Хунчи

1500 лет назад на южной окраине Такла-Макана, у подножья Куньлунских гор, когда набожный монах вышел из своего храма площадью лишь 5 кв.м, по неизвестной причине, провалился на землю огромный тогарак, который рос около храма. Большая крона дерева и его густая листва сплошь окутали целый храм. Ни у кого не хватало сил передвинуть этого дерева. Верующие беспомощно пошли в другой храм молиться, ожидая, что их Будда когда-нибудь покажет свое величество. Но, к сожалению, песок с ветрами из пустыни Такла-Макана постепенно накопился у этого сухого дерева и, в конце концов, вместе с упавшими листьями, плотно спрятав храм, превратился в песчаный бугорок. Скоро здесь появились засухоустойчивые растения, такие как тамарикс и др., и их ветви с листьями еще более плотно спрятали прежний облик храма.

Настала новая эпоха, спрятавшийся в глубине дюны храм не испытывал житейские превратности: в те времена, может здесь и был центр царства «Бимо», который потом был захвачен царством Юйтяньго. Впоследствии Юйтяньго более 70 лет находился во владении Туфана (одно из древних племен Тибета).Начавшаяся с середины 8 века и продолжившаяся почти целый век, религиозная война полностью уничтожила Юйтяньго, ликвидировала буддизм. Об этом точно описывалось в «Большом тюркском словаре» («Диван логат»): Как хлынувшая волна затопила города и села, разбила храмы и статуи Будды. В конце 19-го и начале 20-го века, появившиеся один за другим иностранные путешественники и ученые хищнически и грубо грабили и уничтожали археологические памятники Синьцзяна, в результате чего на земле древнего царства Юйтяньго не остались следы ни одного древнего буддийского зодчества.

В Такла-макане полностью сохранился миниатюрный и древний буддийский храм мира

Некий пастух разбудил глубоко заснувшего векового Будду. Это потрясло доктора археологического института Академии общественных наук Синьцзяна У Синхуа. Он быстро отправился в место «Топракдон» (земляной холм) волости Дамагоу уезда Цэлэ ( Чирия ) Хотанского округа и сразу очистил место от земли и песка, чтобы вековый Будда снова увидел небо и солнце.

Миниатюрный буддийский храм находился в одной из дюн среди пустыни, которую местные жители называли «Топракдон», что была расположена в 7 км на юго-восток от волости Дамагоу уезда Цэлэ. Дюна имела длину с запада на восток 40 м, ширину с севера на юг 20 м, максимальная глубина сыпучих песков составляла 3,3 м. На поверхности дюн росли суходольные растения, такие как камыш, тамарикс, чагерак (верблюжья колючка) и др., где часто пасут свой скот местные жители. Вот так У Синхуа и назвал этот монастырь «Буддийский храм Топракдон».

Далее ученый в своем исследовательском докладе писал так: “В сегодняшнее время среди буддийских храмов, которые были найдены в пустынях Такла-Макана. Монастырь в Топракдоне является самым маленьким древним храмом в мире. Это сооружение находилось в самом хорошем состоянии, настенная живопись сохранила большую цельность; буддийские рисунки, статуя Будды тоже сохранились в наилучшем виде. Этот храм также является единственным, полностью сохранившимся, древним буддийским зодчеством на территории Такла-Макана”.

У Синхуа считает, что на основе сохранившихся археологических памятников и настенных живописей полностью можно восстановить прежний облик этого храма, который сегодня является единственной развалиной такого рода.

У Синхуа, вместе с Азизом Абдуреситом и др. работниками управления культуры Хотанского округа, подробно изучил археологические материалы древнего храма. Это был очень маленький квадратный храм, построенный из деревянного каркаса и глиняных стен. Остатки северо-западной стены имели высоту 1,3 м; у южной стены остались лишь только деревянные каркасы – наверно это была выходная дверь. Общая длина храма с севера на юг составляла 2,25 м, ширина – 2 м, а площадь – 4,5 кв м.

Миниатюрный храм был построен из деревянных каркасов и глиняных стен. Внутри, на стенах, были нарисованы изящные картины махаяны буддизма. Кроме того, еще остались 120 кусков настенной живописи. По середине храма стояла статуя Будды. Ее оставшаяся часть в высоту составляла 0,65 м. Ниже шеи статуя сохранилось хорошо, грудная часть была сильно разрушена – видны были прикрепленные камышом каркасы. Каркас статуи имел верхушку с острием, которое, может быть, служило для поставки головы.

Дверь на южной стороне, визуально, даже не достигала одного метра, и более полному человеку, наверняка, пришлось бы заходит в нее боком. Стоя по середине монастыря, между статуей Будды и молитвенником оставалось так мало места, что очень трудно было представить, как в древности верующие в таком помещении молились Будде. Почему строили такой миниатюрный храм? – Сейчас лишь придется догадываться. Может быть это был личный храм богатых людей, куда ходили только члены семьи.

Самое идеальное соединение зодчества, скульптуры и живописи

После изучения миниатюрного буддийского храма, профессор Синьцзянского университета Ван Гунькэ считает, что храм Топракдон невиданная редкость – мал своими размерами. В Китае и по всему миру не видано такого маленького храма, но и его полная сохранность, прекрасная настенная живопись, изящная скульптура, изысканность молельни заставили признать их непревзойденное совершенство.

Статуя в храме имела толстое туловище с тонкой талией, локти выпирали в стороны, обе руки с повреждениями были положены на колени. Статуя с плеч была покрыта буддийской рясой. Ряса была тонкой – явно показывала мужественное тело Будды; с груди спускавшиеся оборки были мелковатыми; подол был короткий. Ноги святыни были широкие, сидел он поджав ноги крест-накрест подошвами вверх. На лотосовом троне были цветные рисунки.

На стене, позади статуи, были нарисованы большие круглые излучения. Их внешние края были обрамлены каймами лотоса и их искаженными лепестками, а внутренние покрашены зелеными, белыми и красно-бурыми кольцевыми дугами. На правой стороне излучения еще сохранились настенные живописи. Эти рисунки делятся на две части: внизу, у более крупного Будды, на макушке есть пампушкообразный шиньон; лицо овальное и слегка повернуто в левую сторону; на лбу белые волосы, с узкими глазами, высокой переносицей и маленьким ртом; два уха доходили до плеч; на шее были два яруса складки. Будда был одет в бузрукавую фелонь на шее виднелись плающие жемчуги; с широкими плечами и опустившей вниз левой рукой, правая рука держалась перед правой грудью ладонью в сторону, с чуть-чуть согнутыми пальцами. Сзади головы были круглые кольца света. На верхней части живописи были нарисованы два маленькие Будды. Голова верхнего Будды была повреждена. На нем была ряса-безрукавка, сидел он на лотосовом троне с поджатыми ногами крест-накрест подошвами вверх. На нижнем Будде была опускающаяся вниз риза с двойным воротником – внутри виднелась тонкая монашеская ряса; был подпоясан кушаком. Сзади обоих Будд были нарисованы круглые излучения.

Из мастерства скульптуры и живописи видно, изображение Будды мини храма очень похоже на буддийскую скульптуру, которая была найдена в начале прошлого века на северо-западе (в 50 км) от уезда Лоп Хотанского округа в храме Жэвак пустыни Такла-Макана. Его настенная живопись тоже очень похоже была на рисунки храма Жэвака и рисункам Карадона, которые были найдены в 1993 году в пустыне Такла-Макана в 220 км от уезда Юйтянь (Керия) Хотанского округа, например как черной линией оттеняли портрет Будды, затем покрывали красно-бурым и белым цветами; лицо и тело не красили смешанным цветом. Настенная живопись преобладала белым и светло-зеленым цветами. Памятник храма Жэвак относят к 2-3 веку, а Карадона – 3-4 веку. Доктор У Синхуа считает, что время храма Топракдон приблизительно относится к 5-6 веку.

Взгляд из мини буддийского храма в царство Юйтяньго

Около 3000 лет назад на южной окраине пустыни Такла-Макан было создано царство Юйтяньго. Точное время появления буддизма на территории Юйтяньго пока еще не определено учеными. Примерно в годы новой эры, род семейства Вэйци, глубоко исповедуя буддизм на территории своего правления, начал строить буддийские храмы, сооружал статуи и рисовал настенные живописи. Таким образом, в Юйтяньго буддизм занял высшее место, везде были буддийские монастыри и храмы. Юйтяньго стал святыней Будды. В это время классика буддийского учения начала далеко распространяться и в Чжуньюань (Срединной равнине Китая). Царство Юйтяньго стало колыбелью буддийской махаяны. В книге известного бонзы династии Цзинь «Фогоцзи» («Записи буддийского государства»), или же в прославленной на весь мир «Датан сиюйцзи» («Записи западных районов династии Тан») монаха Сюань Чжуан, также и в «Юйтянь Шоугоцзи» («Записи царства Юйтянь») на тибетском языке, все не мало упоминалось о буддийском царстве Юйтяньго.

Во времена династий Суй и Тан, когда старший и младший Вэйцзи отдельно в городах Лоян и Чаньан занимались живописью, они не только принесли в Чжуноюань мастерство буддийской живописи Юйтяньго, также впитывая способы Индии и Центральной Азии , умело соединив черты рисования Чжуньюань с локальными составами в одно целое, создали совсем новый свой метод, который оказал немаловажное влияние на развитие буддийского искусства Китая.

Начиная с середины 8 века, между Караханидой и царством Юйтяньго началась продолжительная религиозная война. В 1006 году Юйтягьго был уничтожен Караханидой, в результате чего ислам начал широко распространяться во всей территории Юйтяньго. Вековые смены властей, религии и крещение кровавой войны полностью разрушили буддийские памятники древнего Юйтяньго, оставив лишь только руины в полном запустении. Все это принесло огромные трудности в изучении буддизма и буддийского искусства.

В настоящее время, храм Топракдон считается одним из более хорошо сохранившихся буддийских памятников, которые были найдены на территории Хотана. Его памятники, настенная живопись и археологические находки имеют важное значение для исследования буддизма в районе Хотана в древние времена, исповедования буддизма в народе, искусство скульптуры и живописи, также в области распространения и развития буддизма в районах Хэсизоулан (Коридор на западе р. Хуаньхэ в провинции Гансу), Чжуньюан и Тибета. Эти археологические памятники также являются наилучшими материальными свидетельствами культурного обмена между Востоком и Западом на Великом шелковом пути.

На западе, в 500 м от храма Топракдон, в направлении юго-запад течет речка, шириной 30 м, которая образовалась из ручейков. Она не многоводна, но течет круглый год. Местные жители называют эту речку Дамагоу. Во времена династии Западная Хань, это место было центром маленького царства Бимо в оазисе Сиюй (Западных районов), которое впоследствии было присоединено к царству Юйтяньго. По мнению ученого У Синхуа, на самом деле название Дамагоу берет свое начало от слова «Dharma» древнего индийского санскритского языка, что значит по-китайски «Дамо» и аффикс «Kho» для обозначения местности древне-хотанского языка, которые совместно обозначают «место сбора буддийских учений» - Дамагоу. С начала 20 века, на северной части Дамагоу один за другим были найдены буддийские сооружения от династий Вэй и Цзин до династии Тан; были обнаружены многочисленные ценные археологические находки, которые ярко показывают историю Юйтяньго и, даже историю южных окраин Сиюй (Западных районов).

Обнаружение буддийского храма Топракдон для изучения древнего царства Юйтяньго открыло новую дверь, через которую мы можем отправиться в глубину истории уже исчезнувшего Юйтяньго и изучать блестящую культуру этого древнего царства.

Магазин
Магазин
Фото Там Куи
Фото Там Куи
Наверх