Будда Кашьяпа (Дипанкара)

Материал из Buddha World.

Будда Кашьяпа (санскр. Kāśyapa, букв. с санскр. "Земля", пали Kassapa, тиб. ka shya pa, или 'od srung – букв. "Защищающий свет"), известный также под именем Будда Дипанкара (санскр. Dīpaṃkara, тиб. mar me mdzad – Мармедзэ, букв. с санскр. "Источник света", "Причина света", "Дающий свет"), жил на Земле в глубокой древности, когда продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет. Он – третий Татхагата Благой Кальпы.

Кашьяпа происходил из города Дипавари. Во время его рождения произошло чудо, суть которого заключалась в появлении многочисленных светящихся огоньков (санскр. dīpa, тиб. mar me, букв. свет, пламя лампы). Вследствие этого его стали называть Дипанкара, или Источник Света.

Как отражение того события Дипанкару часто изображают с многочисленными отверстиями, в которых располагают маленькие масляные лампы.

Встречаются изображения, где Дипанкара сидит в позе лотоса, его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона). На фотографии скульптуры из храма Кумбум, Будда сидит в позе, похожей на европейскую. Это парьянка-асана, колени в ней разведены. Есть изображения, где Дипанкара стоит. На Будде монашеская одежда, полы его накидки плиссированы по краям. Правая рука Будды Кашьяпы сложена в жесте защиты и покровительства (абхая-мудра), а левая – в жесте благодеяния (варада-мудра). Иногда Татхагату изображают поддерживающим левой рукой у плеча монашескую накидку, свисающую за спиной; тогда правая рука сложена в варада-мудре.

Считается, что Будда Дипанкара жил на Земле 100 000 лет.

Известно, что Будда Шакьямуни в одной из своих прошлых жизней практиковал в монашеской общине Будды Кашьяпы. В "Гатикара Сутте" говорится о том, как однажды юношу знатного рода Джотипалу силой привёл к Будде Кашьяпе (Кассапе) его друг – гончар Гатикара. Прослушав Закон, Джотипала – так звали в той жизни Будду Шакьямуни – был покорён его ясностью, воодушевлён возвышенностью и принял решение стать монахом в общине Будды Кашьяпы.

Вот как описывается в сутре разговор, произошедший между Джотипалой и его другом Гатикарой, после их встречи с Буддой:

– Друг Гатикара! Не желаешь ли ты, после того, как внял этому Закону, покинуть дом и мирскую жизнь и вести жизнь в аскезе?

– Конечно, друг Джотипала, я хотел бы. Но пойми, что я содержу старых слепых родителей.

– А я, друг Гатикара, покину дом и мирскую жизнь и буду вести жизнь в аскезе.

/*
Магазин
Магазин
Вьетнамский буддизм
Вьетнамский буддизм
*/
Наверх