Ашока Великий – индийский Дхармараджа

Материал из Buddha World.

В 278 году до н. э. в Индии на престол взошел могущественный правитель династии Маурьев, император Ашока Великий.

Ашока был сыном царя Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочерью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал ее в гарем потому что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки во дворце от рождения был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

С детства Ашока был очень тяжелой личностью, и сладить с ним было очень трудно. Его любимыми увлечениями были охота и воинское дело, и не один из братьев не мог превзойти его в храбрости, ловкости и искусности в управлении. И когда в 278-ом году император Биндусара умер, Ашока сумел захватить власть, а всех тех, кто мог претендовать на трон, казнил. Когда Ашока утвердил свою власть над престолом, он начал военные походы и расширил границы своей империи. После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии.

Ашока не отличался мягкостью своего правления. Он получил прозвище «Чанда Ашока», что означает «Ашока Жестокий», за ярость и жестокость, с которой он правил. Легенды гласят, что он даже не садился завтракать, пока кого-нибудь не убил. Казалось бы, что великому императору суждено и впредь вести войны и расширять границы своей империи. Однако случилось то, что было предписано Буддой.

В своих Учениях Будда Шакьямуни предрек, что через двести пятьдесят лет после его ухода придет великий царь Ашока. Он будет распространять Дхарму, будет поддерживать монашескую сангху и воздвигнет великое множество статуй Будды. Примечательно, что Ашока не был буддистом и мало кто поверил бы в те годы, что Чанда Ашока обратится в такую миролюбивую религию как буддизм.

Ашока был фанатичным последователем секты Кали – богини смерти, и выражал ей свою приверженность человеческими жертвоприношениями. В древнем городе Паталипутра (ныне индийский город Патна) Ашока воздвиг огромный храм богине Кали. Все изменилось, когда Ашока повстречал знаменитого индийского учителя Гуру Падмасамбхаву.

Гуру Падмасамбхав смог убедить Ашоку в неверности и пагубности его поступков и преподал ему философию буддийского учения. Изучив буддийскую философию, Ашока раскаялся в своих деяниях и собственноручно разрушил храм Кали. Он поклялся Гуру Падмасамбхаве, что больше не прикоснется к своему мечу с не благими намерениями.

Ашока стал править только во имя блага своих подданных. В государстве воцарились мир и порядок, а население процветало и жило в достатке. Приняв буддизм, Ашока не оставался все таким же фанатичным и не стал навязывать свое учение всему государству. Именно в правление императора Ашоки появился первый, как таковой, закон о терпимости и свободе вероисповедания.

В наскальном эдикте императора Ашоки сказано: «Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие - только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими религиям». Поэтому во времена правления царя Ашоки вполне процветали и другие религиозные направления Индии.

Как буддист, Ашока пытался донести свет буддизма до других стран. Так берет начало широкое распространение буддизма в Афганистане, Пакистане и других странах Средней Азии. В своих странствиях, буддийские монахи достигли Палестины. В Александрии образовались целые общины греческих монахов. Упоминания о дохристианских монастырях Терапевты (трансформированное санскритское слово «тхеравада») можно найти у Клемента Александрийского. В наскальных эдиктах императора Ашоки имеются упоминания о царях новопринявших буддизм, в частности это: египетский фараон Птолемей Второй; царь Македонии Антигон Гонат; селевкидский царь Антиох Второй; Магас Киринейский и Александр эпириийский. Греческий церковный деятель Святой Ориген утверждает, что буддийские монахи, посланные Ашокой, достигли берегов Британии! Вполне возможно, что монахи Индии достигли и берегов Исландии, поскольку на молоте Тора – одного из богов викингов, присутствует изображение человека сидящего в позе лотоса. Все это повлияло не только на историю распространения буддийской философии, но и повлияло на ход истории всего мира в целом. Император Ашока является одной из самых ярких личностей во всей индийской истории.

Арши Чонгонов - гецул, студент монастырского университета “Дрепунг Гоманг”

Магазин
Магазин
Дети и Буддизм
Дети и Буддизм
Наверх