Акашагарбха
Материал из Buddha World.
Бодхисаттва Акашагарбха (санскр. आकाशगर्भ, Ākāśagarbha? («Сущность Пространства», «Лоно Пространства»); кит. 虛空藏 Xū kōng zàng (Сюкунцзан); яп. 虚空蔵 Kokūzō (Кокудзо); тиб. ནམ་མཁའི་སྙིང་པོ། Namkhai Nyingpo, вайли nam mkha'i snying po; там. ஆகாயகர்பர்) – воплощает собой «Саматаджняна» («Знание (Мудрость) Равностности»)[1] (санскр. समताज्ञान, Samatājñāna?; тиб. མཉམ་ཉིད་ཡེ་ཤེས་ ньямньи йеше, вайли mnyam-nyid ye-shes) и сознание обоняния. Акашагарбха относится к семейству Ратна, поэтому его сторона света – юг, и Он выражает собой, как и глава данного семейства – Ратнасамбхава, аспект даяния. Это даяние из сокровищницы равной размерами всему пространству. «Лоно» в Его имени – вместилище полного буддийского закона. «Сущность» этого «Лона» есть внутри каждого живого существа. «Пространство» невозможно уничтожить или как-то ему навредить, ведь в нём нет преград, не за что зацепиться и некуда нанести удар. Акашагарбха воплощает собой несокрушимую сокровищницу Дхарма-знаний и всевозможных благ.
Учение Акашагарбхи обрело особую популярность в Китае и Японии, хотя, как считается в школе Сингон, сначала Учение получил индийский махасиддха Нагарджуна, а затем Оно перешло к Нагабодхи[2], от которого передачу получил Шубхакарасимха (637-735), который прибыл в Китай в 716-м году и взял имя Шань Увэй. Затем учение пришло в Японию вместе с монахом школы Санрон, обучавшемся у Шань Увэя.
Акашагарбху соотносят с Венерой. В китайской астрологии Венера зовётся «Большой Белой» (кит. 太白 Tai Bo). Иногда её называют «Рассветной Звездой», т.к. это связано с особыми тайными тантрическими практиками Акашагарбхи, выполняемыми на рассвете, пока Венера ещё видна. Венера отождествляется с белым цветом и западным направлением. При солнечных и лунных затмениях проводят специальные ритуалы, связанные с Акашагарбхой.
Есть особая практика принятия прибежища и почитания Акашагарбхи, в которой начитывают Его дхарани и созерцают «Рассветную Звезду». В ходе выполнения этой практики можно реализовать состояние, называемое «Вступления в уста», когда Акашагарбха в виде «Рассветной Звезды» сходит с неба и влетает в рот адепту. При этом наставники японской традиции «Миккё» (яп. 密教 Mikkyō («Тайное Учение»)) [3] утверждают, что это не аллегория, а так происходит на самом деле. В тантрических традициях, почитающих Акашагарбху, рассматриваются доктрины о пяти первоэлементах, их взаимодействиях между собой и превращениях. Пространство – акаша, считается наивысшим из этой пятёрки. Природа огня – жар, воды – влажность, земли – твёрдость, а пространство обладает десятью чудесными свойствами: оно не знает препятствий; оно присутствует повсюду; оно равностно, поэтому беспристрастно; оно безгранично; оно не сковано формой; оно чисто; оно неподвижно; оно пусто от существований; оно пусто от пустоты; оно не обретаемо. И всё это персонифицируется в Акашагарбхе. Данные доктрины и соответствующие им практики были наиболее подробно разработаны школой «Тяньтай» (кит. 天台宗 Tiantai; яп. 天台宗 Tendai-shū). Поэтому культ Акашагарбхи в этой школе овеян наибольшим почтением. Шань Увэй в своих трудах соотносил пять первоэлементов с пятью дхьяни-буддами. Пространство персонифицируется Махавайрочаной, который является самым главным в пятёрке и выступает в роли Ади-Будды (Изначальный Будда). Когда Акашагарбху соотносят с изначальным пространством Махавайрочаны, то Он изображается голубого цвета – цвета пространства.
Вместе с Акашагарбхой почитают Кшитигарбху. Оба бодхисаттвы являются партнёрами и изливают поток благословений на преданных им адептов. Кшитигарбха – «Сущность Земли» («Лоно Земли»), воплощает собой твёрдость. Это твёрдость в следовании обетам и духовному пути. Твёрдость в сочетании с отсутствием препятствий и необъятностью дают поистине замечательный результат. В «Сутре основных обетов бодхисатвы Кшитигарбхи» Акашагарбха задаёт вопросы Будде Шакьямуни и получает исчерпывающие ответы. Культы этих двух бодхисаттв очень часто идут «рука об руку».